"Американская история ужасов: Роанок": попытка выдумать сериал заново

На этой неделе вышла первая серия шестого сезона сериала Райана Мерфи и Брэда Фэлчака "Американская история ужасов". После нескольких месяцев загадок и игр в ложные тизеры с поклонниками антологии, стала известна основная тема нового сезона. Это "Колония Роанок" — популярная история об исчезновении колонии переселенцев из Англии в Америку в 1587 году.

Согласно Википедии, поселение, состоявшее из 116 человек, находилось на острове Роанок. Инициатором его создания был некто сэр Уолтер Рэли, выдающийся деятель своего времени, романтик, путешественник и фаворит королевы Елизаветы I. Когда, в 1590 году он вернулся на остров, переселенцев там обнаружено не было. Также отсутствовали следы борьбы или сражения. Все здания и укрепления были разобраны, а на одном из деревьев было вырезано слово "Cro". Поиски людей тоже ничего не дали. Существует довольно правдоподобная версия, что колонистов захватили индейцы ближайшего племени Кроатон (слово "Cro" на это намекает) и убили. Но в общественном сознании история с поселком на острове Роанок сразу обросла фантастическими домыслами и предположениями. Не один писатель и режиссер в последствии обращались к этой теме. Черед дошел и до Райана Мерфи с Брэдом Фэлчаком, авторов "Американской истории ужасов".

 

 

По правде говоря, в шестом сезоне нас могут продолжать запутывать ложными намеками и линиями и дальше. Судя по первой серии, букве истории авторы следовать не намерены. Поэтому можно сказать, что шестой сезон "Американской истории ужасов" — нечто вдохновленное "Колонией Роанок". Постоянно мелькающий (и раздражающий) в первой серии титр "My Roanoke Nightmare" как бы намекает на это. 

Вообще, первоначальная идея Мерфи и Фэлчака собрать популярные американские мифы о призраках, вуду, конспирологических теориях, чудовищных психбольницах — такие кошмарные сны цивилизации, и завернуть их в стильную обертку сериала была свежей и жизнеспособной. Но постепенно, особенно это чувствовалось в пятом сезоне ("Отеле"), идея стала себя изживать. Леди Гага, прогуливающаяся туда-сюда в красивых интерьерах гостиницы 50-х, не пугает и не вдохновляет. Мерфи это как будто почувствовал и взял курс на изменение привычной структуры сериала. Что можно только приветствовать. 

 

 

В итоге "Американская история ужасов: Роанок" — это сплав псевдодокументального кино ("Ведьма из Блэр", например) с историей о доме с привидениями (и не только). Что тоже неплохо, но проблемы здесь видны сразу, невооруженным глазом. В первой серии (титр гласит "основано на реальных событиях") две "говорящие головы": играющие супругов Лили Рэйб и Андрэ Холланд, начинают рассказывать историю своей жизни. В результате неких трагических событий они покупают огромный дом в колониальном стиле, где-то в сельской местности Северной Каролины. В рассказе героев Рэйб и Холланда почему-то играют не эти актеры, а Сара Полсон и Кьюба Гудинг мл., что придает происходящему некую комическую ноту. Дом красивый, но выглядит так страшно, что сразу видно: никто в здравом уме его бы не купил. Здесь вообще все выглядит чересчур буквально, как для такого тонкого жанра, как "ужасы". Актеры выполняют свои функции, но кроме функций у них ничего нет. Полсон играет ранимую учительницу йоги с аллегрией на глютен, Гудинг мл. — заботливого мужа и, кажется, доктора. Собственно, глубина и проработка характеров на этом заканчиваются. При том, что оба актера способны на нечто гораздо большее (Сара Полсон уж точно).  

Мерфи пытается идти в ногу со временем и высказывается на несколько актуальных тем (расизм, например), но опять же делает это, на удивление для такого профессионала, неумело. В первой серии есть несколько страшных моментов. Создатели здесь не выдумывают ничего нового, а используют проверенные временем действенные методы. Что тоже немного разочаровывает. Если раньше авторы могли рассказывать про инопланетян, нацистов, социальную несправедливость и смерть одновременно, без нанесения ущерба смыслу и логике (идеал здесь второй сезон, "Психбольница"), то сейчас у них не совсем получается соединять несоединимое: видны швы. 

В общем, на данный момент есть много причин, чтобы критиковать шестую попытку авторов зайти на территорию хоррора. И главная — это реализация новых идей. Но, в то же время, есть одна причина, чтобы дать "Американской истории ужасов" шанс: Мерфи и компания решили освежить сериал, изменить способ подачи истории. Как известно, на это надо время и то, что сейчас видится недостатком, впоследствии может исправиться. Нас ждет еще девять серий и, судя по некоторым намекам, у сценаристов есть козыри в рукаве. 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.08.2017
Несмотря на то, что хакеры угрожают выложить вслед за шестой серией знаменитого сериала - седьмую, канал HBO продолжает вести себя единственно правильным образом: действовать так, как-будто ничего не...
Далее