"Джон Уик 2": Киану Ривз возрождает свою карьеру и жанр боевика

Вот редкий случай, когда продолжение на несколько порядков лучше оригинала. Первый “Джон Уик” при всех своих достоинствах: захватывающая хореография перестрелок и рукопашных схваток, глубоко трагичный главный герой, внезапная легкость, с которой Чад Стахелски и Дэвид Лейтч возродили жанр боевика, был простой историей про месть за раритетную тачку и убитого щенка. Второй фильм, сохранив все наработки предыдущего, стал гораздо глубже и красивее. 

 

 

Начинается “Джон Уик 2” там же, где заканчивается первая часть: герой Киану Ривза – пытающийся уйти на покой киллер возвращает себе украденную машину, попутно разгромив ячейку русской мафии в Нью-Йорке. Не успев вернуться домой, зарыть топор войны и прилечь, Джон слышит звонок в дверь – это пришел требовать должок отпрыск одной из двенадцати главных преступных семей мира – некий Сантино Д’Антонио. Небольшая ремарка: в мире Джона Уика государство и его представители (полицейские, например) имеют, судя по всему, мнимую власть. Миром правит теневая лига киллеров и их наниматели. Преступный Совет формируют представители двенадцати семей. Сантино Д’Антонио хочет, чтобы Уик убил его сестру, Джанну. Причина – их отец перед смертью завещал место в Совете именно Джанне. Сантино завидует и хочет прибрать власть в свои руки. Джон Уик сначала отказывается, но после того, как Сантино взрывает его дом, задумывается и решает вернуть долг крови, а потом сразу на покой. Все, конечно, получается совершенно не так, а покой Джону Уику может только сниться.

Дилогия режиссера Чада Стахелски интересна как с антропологической, так и с культурной точки зрения. Стахелски работает в Голливуде давно: то дублером, то постановщиком трюков. То есть все больше на вторых-третьих ролях. Но опыта, следя за работой других, поднабрался и видно, что вложил в фильмы не только все свои умения, но и душу. Последнее – не преувеличение: душой “Джона Уика” или его сердцем, если угодно, и является одноименный герой, мастерски сыгранный Киану Ривзом. Если в первой части он предстал перед нами одиноким и бесконечно печальным убийцей, то вторая углубила и расширила его образ. Не за счет новых фактов из прошлого (их совсем немного), а за счет информации, полученной в процессе. Второй фильм буквально продолжает первый, и мы неотрывно следим за поступками и окружением Джона. А значит больше узнаем о нем.  

 

 

Говоря о Киану Ривзе, сложно отделаться от мысли, что актер не играет, а, скорее, становится экранным продолжением самого себя. У них с Джоном Уиком пусть очень отдаленно, но схожи судьбы: оба в прошлом потеряли близких, обоих эта потеря изменила навсегда. Плюс – стоит учесть тот факт, что у Киану Ривза достаточно узкий актерский диапазон и роль Джона Уика, наверное, второе после Нео из “Матрицы” 100-процентное попадание в этот диапазон.

Самодовольно и самонадеянно потревожив покой Уика, Сантино Д’Антонио не знает, какую беду на себя накликал. Прозвище Джона в преступных кругах – Бабай, а татуировка на его спине гласит “Fortis Fortuna Adiuvat” – “Судьба благоволит смелым”. Смелости, безрассудной и отчаянной, ему не занимать, а свое прозвище Уик отработал еще в первом фильме. Он действительно каким-то чудом убивает всех на своем пути, становясь не просто машиной смерти, а каким-то мифологическим существом с древней мантрой на спине. Уловив этот момент, Стахелски намеренно помещает действие второго акта в Рим. Катакомбы и руины древнего города – идеальная декорация для танца смерти Джона Уика. Причем благодаря “первому образованию” Стахелски – постановщика трюков и боевых сцен, противники Уика не кажутся статистами. Их во второй части безумное количество, на каждого у Джона находится хук или пуля, но каждый отнимает у него силы, а некоторые и ранят. Что странным образом добавляет как фильму, так и его главному герою правдивости. Уик, хромая и держась за окровавленный бок, движется к своей следующей жертве с упорством танка. Или неотвратимостью рока.    

 

 

Успех фильма кроется не только в идеальном симбиозе героя и актера, но и в самом подходе. Стахелски не обременяет картину совершенно ненужными здесь цитатами из классики или уважительными поклонами столпам жанра. Его фильм не оглядывается назад – это современный авторский боевик с набором собственных козырей в рукаве. Питер Стормаре идеальный главарь русской мафии: немного комичный, но и опасный. Иэн Макшейн с безупречным чувством собственного достоинства играет всесильного управляющего нью-йоркского отделения лиги ассасинов. Лоуренс Фишборн явно получает удовольствие от своей роли предводителя бомжей-убийц (есть и такие) и от встречи с Киану Ривзом (первой экранной после "Матрицы"). 

Действия в картине Стахелски часто происходят в арт-пространстве (половина вообще в музее), что делает "Джона Уика 2" не просто красивее, но и возводит его в ранг высокохудожественного произведения. Странно звучит, учитывая, что речь идет о боевике, но так оно и есть. Финальная битва вообще происходит внутри зеркальной инсталяции. Что это? Экзистенциальное высказывание о встрече с самим собой? Или режиссер просто заигрался в красоту? Учитывая, что в последней сцене жители Нью-Йорка - сплошь одни убийцы, ответ на эти вопросы не важен. Выглядит все равно впечатляюще. 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

20.02.2018
В 2012 году Терренс Малик выпустил фильм "К чуду" - практически абстрактную историю отношений Бена Аффлека и Ольги Куриленко. Картина не снискала успеха: критики и зрители были немного растеряны бесфо...
Далее
19.02.2018
Это не рекорд, но цифры очень серьезные. Таким образом, "Черная Пантера" заняла второе место по дебютным сборам среди фильмов киновселенной Marvel. Позади первых "Мстителей" и впереди вторых "Мстителе...
Далее
19.02.2018
На выходных прошла 71-я церемония вручения премии Британской академии кино и телевизионных искусств. Сразу стоит сказать, что ситуация с обладателями "Оскара-2018" становится все яснее. И расклад выри...
Далее