Фильм “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости”: один в поле не воин

Не успев пройти и нескольких метров после просмотра фильма “Экскалибур” Джона Бурмена, маленький Брюс Уэйн с родителями попадают под прицел уличного грабителя. Горе-преступник застрелил сначала отца потом мать, и сам не ожидая такого развития событий, в страхе убежал, оставив их сына в слезах дожидаться полиции. Тем более не мог он предположить, что дал начало долгому и мучительному формированию самого известного борца с преступностью Готэма. Брюс Уэйн вырос, унаследовал бизнес-империю отца и стал сорокалетним раскаченным Беном Аффлеком, днем поддерживающим образ угрюмого ловеласа и прожигателя жизни, а ночью борющимся с преступным миром в маске Бэтмена.

 

 

Наблюдая в 2013 году, как через реку, в соседнем Метрополисе Супермен в борьбе с генералом Зодом, сам того не ведая, уничтожает небоскреб Wayne Enterprises, а вместе с ним и людей, да и вообще полгорода, Брюс проникается если не ненавистью, то сильным подозрением к инопланетному гостю.

Годы идут и по состоянию на 2016-й, стрелка напряжения и заочной борьбы между супергероем и просто героем постепенно сдвигается к самому краю оранжевого сектора опасности. Подливает масла в огонь сенатор Финч (Холли Хант), обвиняя Супермена в чем-то вроде превышения обязанностей по спасению людей (кроме спасенных есть и недовольные). Этой ситуацией манипулирует закомплексованный психопат и миллиардер Лекс Лютор, который хочет уничтожить Супермена и тем самым доказать что-то своему покойному отцу. Стрелка постепенно сдвигается на красный уровень опасности.

 

 

Фильм Зака Снайдера “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” многие считали хромой лошадью еще до премьеры. В понимании современного зрителя правильная экранизация комиксов должна быть как у Marvel. Где каждая попытка злодеев поработить или уничтожить человечество сопровождается ворохом шуток. Поэтому предыдущий фильм серии - действительно неровный, но восхитительно серьезный “Человек из стали”, созданный той же командой, был легким объектом для критики. Но к нападкам Снайдеру не привыкать и в “Бэтмене против Супермена”, наплевав на всех, режиссер продолжил развивать идею чистого зрелища, сколько красивого, столько и угрюмого.

Под стать ему Бен Аффлек в роли стража Готэма, человека с квадратной челюстью, обостренным чувством справедливости и сосредоточенным взглядом готового к атаке медведя. Его Бэтмен недалеко ушел от прочтения этого героя Ноланом и Кристианом Бейлом. И учитывая некую преемственность этих фильмов, такая схожесть идет картине Снайдера только на пользу.

Генри Кавилл в роли пришельца с Криптона, по прежнему убедителен настолько, насколько, вообще, может быть убедителен летающий человек в красно-синем комбинезоне. Его Супермен – это чистая функция. Он нашел себя в спасении людей и делает это с гордо поднятой головой, искренне удивляясь недовольству некоторых граждан. В его понимании сопутствующие жертвы – часть процесса. А их конфликт с Бэтменом – это конфликт подходов к одной и той же проблеме. Более того, он бы назревал и без ухищрений Лекса Лютора. Два героя в равной степени крутые и упрямые не поделили город, не заметив, что прошлое у них одно на двоих, да и цели в принципе тоже. Ничего страшного в этом нет: подерутся, успокоятся и объединятся против общей беды.

 

 

Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга похож одновременно на всех персонажей сыгранных последним. Он сталкивает лбами Бэтмена и Супермена, чтобы доказать верховенство знаний и информации над силой. Лютор здесь субтильный подросток с путающимися мыслями, поэтому для него это важно. И тут нужно сделать паузу и сказать, что фильм Снайдера не о борьбе Бога и человека, что не написал только ленивый. Религиозные символы интересуют режиссера с эстетической точки зрения, поэтому и мелькают в фильме то тут, то там.  Фильм о том, что знания – сила. Мысль простая, но отсутствие информации здесь чуть не угробило всю планету.

Из маленьких радостей в “Бэтмене против Супермена” – дворецкий Брюса Уэйна Альфред, в как всегда элегантном исполнении Джереми Айронса и Галь Гадот, невероятно красивая израильтянка, играющая Чудо Женщину (к бестиарию DC Comics тоже надо привыкнуть). У нее здесь несколько эпизодов, в которых она начисто убирает Бэтмена, плюс одним взглядом ворует финальную битву. Персонаж многообещающий, тем более что о ней в следующем году выйдет отдельный фильм.

 

 

Зак Снайдер режиссер сложной судьбы. Начав с успешных “Рассвета мертвецов” и “300 спартанцев”, он опалил крылья на гениальных “Хранителях” и чуть не похоронил себя на глупом, но сногсшибательном аттракционе “Запрещенный прием”. В 2012-м Снайдера взял на поруки Кристофер Нолан, продавив его кандидатуру на постановку первого фильма из только зарождающейся Вселенной DC – “Человек из стали”. Видимо не оправившись от прошлых провалов и под гнетом непривычного надзора (Нолана назначили исполнительным продюсером, чтобы Снайдера не унесло, куда не надо) фильм у режиссера получился слабым, но деньги отбил. На съемках “Бэтмена против Супермена: На заре справедливости” Снайдер явно чувствовал себя уверенней. Фильм наследует нолановский подход, с одним отличием – он не старается казаться большим, чем есть. Чрезмерное философствование в нем заменено красивыми спецэффектами. Грубо говоря, в этом и заключается творческий метод Снайдера, взять сложную идею, убрать все лишнее и обернуть в максимально громкую, красивую, технически совершенную обертку и с серьезным выражением лица кинуть в зрителя. И потом не может не подкупать наглость, с которой он идет в разрез с устоявшимися представлениями о кинокомиксах. Поэтому “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” не хромая лошадь и, судя по сборам за первый уикенд, ни в коем случае не провал. Это, во-первых, другой взгляд на жанр, а во-вторых, новый серьезный игрок на кинорынке. 

 

Автор текста: Мирный Валерий

23.08.2017
Предыдущая серия, озаглавленная просто "За стеной", стала самой спорной в сезоне и одной из самых нелогичных за всю историю сериала. У седьмой, финальной серии есть шанс исправить впечатления от всего...
Далее
23.08.2017
Несмотря на то, что Райану Мерфи теперь уже гораздо лучше удаются сериалы, основанные на реальной истории ("Американская история преступлений", "Вражда"), он продолжает заниматься альманахом "Американ...
Далее