“Gimme Danger”: свидетельство любви Джима Джармуша к Iggy and The Stooges

В 2016-м вышло два новых фильма Джима Джармуша: игровой “Патерсон” и документальный “Gimme Danger”. В обоих проявилась тяга режиссера к простоте, но если “Патерсон” был прост по форме, то “Gimme Danger” – по содержанию. Отношение Джармуша к банде наркоманов, неудачников и по совместительству одной из самых влиятельных рок-групп в мире из города Анн-Арбор штат Мичиган, давно всем известно. Достаточно сказать, что это вторая “документалка” в фильмографии режиссера. Первой был фильм про Нила Янга “Год лошади”. Возможно, когда-нибудь Джармуш снимет такую же картину и про затворника Тома Уэйтса.

 

 

В своем повествовании режиссер отталкивается от обратного: в самом начале нам сообщают, что Iggy and The Stooges во времена их существования считали бессмысленными нигилистами, музыку их называли какофонией, успеха группа не снискала и бесславно распалась. Джармуш постепенно разрушает каждый их этих пунктов, выстраивая достаточно прочный монумент, с высеченной на нем и, где-то верной фразой “Лучшая рок-группа в мире”. Фильм состоит из более-менее свежих интервью Игги Попа, Скотта Эштона, его сестры Кэтти, Стива МакКэя, Майкла Уотта, Джеймса Уильямсона, легендарного менеджера Дэнни Филдса и архивных записей разговоров с Роном Эштоном. Последний умер в 2009 году, видимо, до того, как Джармуш начал готовить картину. Басист Дэйв Александер скончался еще в 1975, поэтому от него здесь только фотографии. Плюс – записи концертных выступлений, примитивная анимация и монтажные вставки старых телепередач и фильмов. Больше всего по понятным причинам – Игги Попа. Он явно получает удовольствие от процесса, сыплет байками и достаточно откровенно рассказывает о взлетах и падениях группы. Да и выглядит на удивление бодро и хорошо. Например, Скотт Эштон после перенесенного в 2011 году инсульта гораздо больше похож на бывшего музыканта The Stooges.

 

 

Возвращаясь к истории группы, Джармуш остается верен себе: по сути “Gimme Danger” – это перечисление фактов. Фильм охватывает только периоды существования The Stooges. Если появляется Дэвид Боуи, то в связи с тем, что заинтересовался их музыкой, инициировал переезд в Великобританию и контракт с Columbia. Есть намек на его дальнейшее сотрудничество с Игги Попом (альбомы “The Idiot” и “Lust for Life”), но не более. Режиссер немного сбивается при переходе в наше время. Видно, что 30-летнюю паузу заполнить особо нечем. Хотя и здесь не обошлось без моментов: например, Скотт Эштон рассказывает, как играл в безвестной группе с гонораром 40 долларов за вечер и подрабатывал таксистом.      

Единственная претензия, которую можно предъявить картине – отсутствие глубины. Джармуш поверхностно проходится по самой причине существования The Stooges. Один раз упоминается слово “нигилизм”, в первом акте много повлиявших на The Stooges дружественных рокеров из MC5, а ответ на главный вопрос “почему?” остается не то что нераскрытым, а попросту незаданным. Понятно, что в истории The Stooges много случайностей, да и сама группа, кажется, хорошо иллюстрирует тезис, что далеко не всегда надо быть профессиональным музыкантом, чтобы прославиться. Но ведь и великими становятся не все подряд.

С другой стороны, Джармуш не только снимает оду свой любимой группе, но и уважительно подчиняет свой фильм Игги Попу. Режиссер отдает бразды правления, понимая, что это не его история, и намеренно забыв о своих несколько иных методах ведения повествования. А Игги, кроме того, что просто хороший и талантливый человек, любит поговорить и посмеяться. И фильм получился точно таким же, как и его главный герой: словоохотливым, гедонистическим. Отсюда и смешные вставки из старых американских телепередач, и анимация, и вообще несколько шутливый тон картины. Это немного резонирует с разбросанными тут и там по фильму и наполненными примитивной мощью прото-панка концертными выступлениями группы, но точно делает “Gimme Danger” доступнее.

В доступности и главное достоинство ленты Джармуша. Фильм станет отличным стартом для непосвященных и поводом раскопать старую школьную кассету для тех, кто в курсе. Ну и можно порадоваться, что Игги Поп все еще с нами (все остальные участники основного состава, увы, мертвы).

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

20.11.2017
О ситуации, в которой оказался знаменитый режиссер мы неоднократно писали. После скандала, связанного с обвинениями Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах, Тарантино порвал все отношения с оп...
Далее
20.11.2017
Обещать еще не значит сделать. За последнее в фильме "Излом времени" отвечает его режиссер Ава Дюверней, прославившаяся в основном недорогими драмами ("Сельма") и остроактуальным документальным фильмо...
Далее
20.11.2017
Это было делом времени. Но, к сожалению, времени для создания второй части большого хита Pixar - "Суперсемейка" понадобилось слишком много. Первая часть вышла в далеком 2004-м и была остроумным, смешн...
Далее