"Корона": теледрама про тяготы королевской жизни

Питер Морган – видный британский драматург и сценарист, автор исторических фильмов: про бывшего президента и журналиста – “Фрост против Никсона”, про африканского монстра – “Последний король Шотландии”, про гонщика – “Гонка” и про нынешнего британского монарха – “Королева”. Для лучшего понимания его метода стоит указать еще один немаловажный пункт в резюме автора: Морган один из инициаторов создания фильма “Шпион, выйди вон!” 2008 года. Впоследствии свое имя сценарист из титров вычеркнул (оставшись, правда, исполнительным продюсером), но известно, что черновой вариант рукописи был написан именно им.

 

 

Из вышеперечисленных работ можно сделать вывод, что Питер Морган не гоняется за сенсациями и работает с материалом, скорее, как историк. Его фильмы – это смесь личной драмы и энциклопедических знаний. “Корона” – пожалуй, самый масштабный проект автора. Еще до премьеры во всех новостях о сериале уточнялось, что бюджет его чуть ли не больше ста миллионов фунтов. После премьеры важно уточнить другое: в сериале Моргана виден каждый потраченный пенни, но размер вложенных средств не давит на зрителя.

Список режиссеров, работавших над первым сезоном соответствует масштабу сериала. Первые две серии поставил неоднократно номинировавшийся на “Оскар” Стивен Долдри (“Билли Эллиот”, “Часы”). Остальные разделили между собой Филипп Мартин, Джулиан Джаррольд и Бенджамин Карон. Все что называется, крепкие профессионалы, давно работающие на телевидении и в кинематографе. С другой стороны, нельзя сказать, что в “Короне” что-то сильно зависит от режиссеров. Интонация здесь не сбивается ни разу, мизансцены выстраиваются с британской четкостью и чопорностью. Операторская работа, костюмы, декорации – все служит истории, как ее видит и трактует сценарист всех серий – Питер Морган.

 

 

Начинает он издалека, с отречения принца Филиппа от всех званий и титулов ради права жениться на принцессе Елизавете. Идет 1947 год, война выиграна, на троне всеми любимый и действительно выдающийся монарх – Георг VI (тот самый, из фильма “Король говорит!”). Первые серии ставят, условно, в центр сюжета именно его. Будущая королева Елизавета II находится немного на периферии, из-за чего кажется, что выбор Клэр Фой на эту роль – ошибочный. Но неверным, как раз является последнее суждение. Действия в сериале разворачиваются постепенно, и у актрисы еще будет время продемонстрировать трансформацию от беззаботной девушки к нерешительному правителю и впоследствии – популярному монарху и символу страны.

Сериал Моргана сначала сбивает с толку своей холодностью и отстраненностью. Его принято сравнивать с “Аббатством Даунтон”, но отталкиваться здесь следует от обратного. Если “Аббатство” был, по сути, "мылом" про высший свет британской аристократии викторианских времен со всеми вытекающими отсюда последствиями (смешными и не очень), то “Корона” рассказывает историю королевской семьи XX столетия. Здесь все серьезнее и эмоции показывать не принято, а многовековой уклад важнее даже самых искренних чувств и желаний. Что красноречиво демонстрируется на примере отрекшегося от престола Эдуарда VIII – предшественника Георга VI. Он отрекся из-за несовместимой с обязанностями короля любви к разведенной женщине, Уоллис Симпсон. Все его последующие попытки объяснить свой поступок либо найти поддержку разбивались о непонимание и неприятие. Таких примеров противостояния долга и чувств в сериале будет достаточно.

 

 

Учитывая, что действия основаны на реальных событиях, “Корона”, помимо эстетического голода, утоляет еще и страсть к новым знаниям. Причем, дело касается не только королевской семьи, но и, например, Уинстона Черчилля, послевоенное правление которого в сериале понятным образом показано достаточно подробно. Власть великого, но уже престарелого политика в этот период держится, скорее, на авторитете и уважении к былым заслугам. Его играет неожиданно американец, Джон Литгоу, и делает он это с присущим 71-летнему актеру профессионализмом и достоинством.

Продолжая тему актерской игры, следует дать чисто практичный совет – смотреть сериал в оригинале (с субтитрами). Вычурные формулировки произносятся актерами с разными интонациями и тембром, но с нескрываемым удовольствием и умением.

Питер Морган выбирает из вороха исторических деталей только те, которые помогут лучше раскрыть характеры и понять взаимоотношения членов королевской семьи. Он вдыхает жизнь в историю и очеловечивает людей, которые ее творят. Собственно, в этом и главное достоинство сериала. За сдержанностью манер и высокой стеной долга скрываются живые люди. Их жизнь подчинена традициям, а значит осознать ее смысл, им будет еще тяжелее. В какой-то момент Елизавета, уже зная, что будет королевой, приходит к матери своего отца с вопросами о природе ее будущей власти и ее (этой власти) целесообразности. Сериал “Корона” дает исчерпывающие ответы на эти вопросы.

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

23.08.2017
Несмотря на то, что Райану Мерфи теперь уже гораздо лучше удаются сериалы, основанные на реальной истории ("Американская история преступлений", "Вражда"), он продолжает заниматься альманахом "Американ...
Далее