Лучшие премьеры Московского Международного кинофестиваля: фильмы на заметку

Московский Международный кинофестиваль всегда был спорным событием. Во времена Союза он проводился раз в два года и под контролем спецслужб выполнял скорее пропагандистскую функцию. Показывали и награждали там зачастую кино плакатное, восхваляющее коммунизм, партию и позицию руководства, транслируемую через правильные поступки представителей трудового класса. Конечно, несмотря на партийный контроль, жюри фестиваля иногда проявляло вольность: здесь награждали Кубрика за “Космическую Одиссею”, Феллини за “Восемь с половиной” и Кислевского за “Кинолюбителя”. Не всегда главными призами, но тем не менее.

С некоторыми поправками, тот же принцип сохранился и в эпоху капиталистической России. ММКФ редко успевал (мягко говоря) за тенденциями мирового кино и из-за своей искусственности не был способен создать что-то новое в противовес. Это не значит, что российское кино стоит на месте. Оно существует, развивается, движется. Там каждый год выходит много интересных фильмов, но регистрирует их, в основном, сочинский “Кинотавр”.    

В общем, ММКФ – фестиваль, созданный для галочки, отсюда и все проблемы. С другой стороны, это все-таки фестиваль класса “А” и, во-первых, здесь вне конкурса проходят премьеры отличных фильмов, а, во-вторых, фестиваль славен своими ретроспективами. И этот год не исключение, поэтому пройдемся по нескольким фильмам, которые в рамках ММКФ мы, конечно, не посмотрим, но на заметку взять их, тем не менее, стоит.

 

 

“В тихом омуте”, режиссер Брюно Дюмон. “Тони Эрдманн”, режиссер Марен Аде. “Незнакомка” Жан-Пьер и Люк Дарденны. “Капитан Фантастик”, режиссер Мэтт Росс.

Первые четыре фильма стоит объединить в одном пункте по причине их выхода в украинский прокат в рамках Каннских премьер от “Артхаус Трафик”. Дюмону понравилось снимать авангардные комедии (после “Малыша Кенкена” в 2014 году), Аде между воспитанием детей и продюсированем чужих работ успела написать и снять “Тони Эрдманн”, братья Дарденн продолжают работать в жанре социальной драмы пополам с библейской притчей (и, слава Богу). А в “Капитане Фантастик” играет Вигго Мортенсен, что уже хорошо, даже если оставить за скобками то факт, что фильм получил один из главных призов “Особого взгляда” Канн-2016. Пропускать все это нельзя ни в коем случае.

 

 

“Бесконечная поэзия”, режиссер Алехандро Ходоровски.

Ходоровски в свои 87 лет отлично выглядит и переживает, наверное, пик карьеры. Его фильмы смотрят и обсуждают не только синефилы и любители пограничных состояний, но и более широкая публика. Режиссера награждают почетными призами и показывают в рамках программ топовых кинофестивалей. “Бесконечная поэзия” – логическое продолжение предыдущего фильма Ходоровски (“Танец реальности”). Это автобиографическая лента, рассказывающая о юности режиссера, а точнее рубеже 40-х и 50-х годов прошлого столетия, когда Алехандро переехал из чилийской провинции в Сантьяго и оказался в кругу поэтов и художников. Ходоровски – человек с крайне интересной судьбой и уникальным взглядом на мир. Пропускать его новые фильмы не стоит. 

 

 

  “Любовь и дружба”, режиссер Уит Стиллман.

Стиллман – классик американского авторского кино. Широко известна его трилогия о молодежи 90-х: “Золотая молодёжь” 1990 года, “Барселона” 1994-го и “ Последние дни диско” 1998-го. Его новый фильм “Любовь и дружба” – экранизация новеллы Джейн Остин с Клоэ Севиньи и Кейт Бекинсейл в главных ролях. Действие картины происходит в конце восемнадцатого столетия и расскажет о женщине (Бекинсейл), которая попала в трудное положение из-за смерти мужа.

 

 

“Море в огне”, режиссер Джанфранко Рози.

Когда в 2013 году Бернардо Бертолуччи наградил главным призом Венецианского фестиваля никому неизвестного документалиста Джанфранко Рози за ленту “Священная римская кольцевая”, скандал разразился не меньший, чем тот, что был в Каннах в этом году. Когда на Берлинском кинофестивале в 2016-м Рози показал “Море в огне” и получил за него главный приз, многие призадумались и решили пересмотреть свои взгляды на режиссера и его картины. Рози документалист, что называется, от Бога. Его фильмы смотрят на мир и людей по-особому и, соответственно, открывают новые смыслы. “Море в огне” рассказывает про остров Лампедуза, что в Средиземном море, который давно уже стал воротами для переселенцев из неблагополучных стран в Европу.

 

 

“Сьераневада”, режиссер Кристи Пую. “Аттестат зрелости”, режиссер Кристиан Мунджиу.

Два главных представителя Румынской Новой Волны снимают реалистичные остросоциальные фильмы, которые напрямую говорят о демонах прошлого, вскрывают проблемы настоящего и тем самым дают надежду на светлое будущее. Оба фильма были в основном конкурсе Канн-2016. Муджиу получил приз за режиссуру, Пую, к сожалению, ушел ни с чем. Отдельно стоит сказать, что именно такого кино не хватает нам в Украине. Чтобы избавиться от своих демонов.

 

 

“На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия”, режиссер Марко Дель Фьоль.

Марина Абрамович в рекомендациях не нуждается. “На перепутье” – документальная работа, рассказывающая о путешествии знаменитой художницы в Бразилию за вдохновением, душевным исцелением и так далее. В общем, фильм-трип о попытке по-другому взглянуть на себя и свое искусство и одновременно еще один документ, мифологизирующий художницу. Не зря в заглавии стоит “и”, вместо “в”.  

 

 

“Колыбельная скорбной тайне”, режиссер Лав Диас.

Диас – филиппинский классик, любитель Достоевского и автор фильмов, длящихся от четырех часов и больше (“Колыбельная”, например, идет восемь). Слава к нему, в силу понятных обстоятельств, приходила постепенно. Зато сейчас картины филиппинца показывают в Берлине, Локарно, Москве и при полных залах. В “Колыбельной скорбной тайне” Диас опять обращается к прошлому своей страны. Сюжет пересказывать бессмысленно. Восьмичасовой фильм это скорее не опыт познания истории, а опыт познания возможностей кино и самого себя. Стоит добавить, что сам режиссер не имеет ничего против людей, спящих на его фильмах, ведь сон будет навеян событиями, увиденными на экране.

 

 

 “Конец”, режиссер Гийом Никлу.

Новый фильм француза Никлу был показан в программе “Форум” Берлинского кинофестиваля, что, однако, не делает его менее интересным, чем иные лауреаты. Это сюрреалистическая притча о старике, отправившемся в лес на охоту, но попавшем в потусторонний лабиринт, где его спутницей становится голая женщина. В главных ролях Жерар Депардье, и этот фильм – лишнее напоминание, что, несмотря на комичные скандалы, он до сих пор один из величайших и самых смелых актеров Европы.

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

23.08.2017
Несмотря на то, что Райану Мерфи теперь уже гораздо лучше удаются сериалы, основанные на реальной истории ("Американская история преступлений", "Вражда"), он продолжает заниматься альманахом "Американ...
Далее