От худшего к лучшему: рейтинг "Чужих"

В четверг выходит новая глава в истории про "Чужих" - франшизы, которая явно заслуживала большего внимания от своих создателей. В этом фильмы про космических монстров и людей отдаленно напоминают историю с "Терминатором", когда достижения отцов-основателей (Джеймс Кэмерон) пыталась похоронить серия совершенно неудачных и бездарных сиквелов ("Чужой против Хищника", все "Терминаторы" "нулевых"). Но робот из будущего выжил, точно так же, как выжил ксеноморф. В предверии выхода фильма "Чужой: Завет" вспоминаем прошлые части. Попытаемся разобраться, что пошло не так в одних и в чем преуспели другие. Для спортивного интереса расставим их в порядке: от худшего к лучшему. Все это в некоторой степени условность, потому что из-за частых конфликтов, постоянных сценарных доработок, разных команд, работавших над фильмами, каждая лента получилась о разном и по-разному. Таким образом, даже самой неудачной серии было что добавить в канон.

 

чужой_воскрешение

 

"Чужой: Воскрешение". Жан-Пьер Жёне. 1997 год. 

Последняя серия в канонической тетралогии и первая с конца в нашем списке. Здесь ручки эмоций выкручены до предела, действие иногда оборачивается театром абсурда, а научная фантастика носит явные признаки гротеска. Сценарий картины написал известный сейчас - в эпоху гиков, но не имевший большого веса в индустрии по состоянию на 97-й Джосс Уидон ("Миссия "Серенити", "Мстители", "Баффи - истребительница вампиров"). Студия 20th Century Fox наняла его, когда не досчиталась положенных миллионов после выхода третьего фильма в 1992 году. Сигурни Уивер сначала артачилась, но после озвученного гонорара (11 миллионов долларов) и обещанной должности сопродюсера - согласилась. Четвертый фильм планировали сделать в духе первых двух: с атмосферой безысходности, клаустрофобии, но и с долей экшена, помноженного на научную фантастику. Сбой в системе произошел на уровне кастинга режиссера. Им, видимо, посчитав, что, во-первых, иностранец обойдется дешевле, а, во-вторых, привнесет в фильм определенную оригинальность, выбрали француза Жан-Пьера Жёне - талантливого автора, но в одной узкой области - избыточного, нереалистичного, гипертрофированного кино. До "Чужого" Жене поставил "Деликатесы" и "Город потерянных детей" (на пару с Марком Каро), после - кукольную "Амели". С "Чужим" он сделал примерно то же самое: забил на ужасы и клаустрофобию и в рамках жанра поиграл с фактурой. Получилось, конечно, на любителя, но не без обаяния. В чем-то идеальное завершение тетралогии. 

 

чужой_3_финчер

 

"Чужой3". Дэвид Финчер. 1992 год. 

Тот самый фильм, после которого 20th Century Fox не досчиталась своих миллионов, а продюсеры, работавшие над серией с самого начала: Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, категорически отказались работать над ней дальше. Все дело в конфликте режиссера - дебютанта Дэвида Финчера и продюсеров, которые постоянно пытались вмешаться в творческий процесс. По состоянию на 1992-й Финчер снял клип Мадонне ("Vogue"), пару клипов Билли Айдолу (который тогда еще был звездой), Поле Абдул ("Forever Your Girl"), Aerosmith ("Janie’s Got a Gun") и так далее. То есть пришел к своему дебюту в художественном кино с базой и амбициями (учитывая имена). И принципам своим изменять не хотел. По пути к зрителю "Чужой3" претерпел больше всего метаморфоз из всех фильмов серии. Над сценарием в разное время работали: великий Уильям Гибсон, Эрик Рэд ("Попутчик", "Почти полная тьма") и Дэвид Туи ("Чернокнижник"). Действие должно было охватить чуть ли не половину галактики, но в итоге скукожилось до полузаброшенной тюрьмы на отдаленной планете. Тем не менее Финчер выжал из замкнутого пространства бывшего литейного завода "Вэйланд-Ютани" все что мог. Или - все что смог отвоевать в битве со студией. Фильм получился сумбурный, особенно если смотреть расширенную версию 2004 года, но с атмосферой безысходности и липкого ужаса здесь все было в порядке. Плюс - "Чужой3" сделан с присущим Финчеру вкусом. Фильм добавил к канону - чужого из собаки и послужил мостиком к четвертой части, где должны были клонировать Рипли. Остальное, к сожалению, сгорело в битве режиссера и продюсеров.  

 

прометей

 

"Прометей". Ридли Скотт. 2012 год. 

В "Прометее" Ридли Скотт не просто вернулся к истории "Чужих" в формате "в космосе никто не услышит твоего крика" (что было бы скучно и спекулятивно), но начал писать Библию ксеноморфа. Пока что с двумя авторами: мятежным и чересчур человечным адроидом Дэвидом и целеустремленной доктором Элизабет Шоу. Оба искали ответы. У каждого были свои методы. Результат понравился не всем: сценаристы Джон Спэйтс и Деймон Линделоф, как и в других своих работах чересчур увлеклись концептом - путешествием из точки А в точку Б, и совершенно забыли грамотно прописать большинство персонажей. Но к выходу фильма "Чужой: Завет" пришла пора переосмыслить место "Прометея" в каноне. Фильм вывел историю про космического монстра из темных коридоров на свет: расширил границы вселенной "Чужих", провел четкую линию между людьми, расой Инженеров и в будущее, к чудовищному результату биологических экспериментов - ксеноморфу. Несмотря на некоторые сценарные недочеты, "Прометей" - визуально совершенный фильм с отличными актерскими работами и смелой идеей в середине. 

 

чужие_кэмерон

 

"Чужие". Джеймс Кэмерон. 1986 год. 

Официально - лучший сиквел серии и один из лучших сиквелов вообще. Отсюда и второе место в нашем списке. Ридли Скотт снял остросюжетный эстетский хоррор. Кэмерон же первым показал вариативность подходов к миру Чужих и снял боевик в космосе. Продюсеры, как всегда, не знали, что они хотят сделать с продолжением: под вопросом было даже присутствие Рипли. Слава Богу в середине 80-х произошло два события: Кэмерон увлекся темой войны во Вьетнаме (на фоне написания сценария ко второму "Рэмбо"), а Дино Де Лаурентис забрал у него из под носа Арнольда Шварценеггера и у режиссера образовалось окно в 9 месяцев перед съемками "Терминатора". Так родился сценарий "Чужих". Получила развитие линия сильных женских персонажей: к протагонисту лейтенанту Эллен Рипли добавилась главный антагонист - королева Чужих. Но главное - Кэмерон продемонстрировал насколько эта история - богатый и благодарный материал в умелых, талантливых и свободных руках. Фильм собрал отличную кассу (180 миллионов с прокатным рейтингом "R"), а Сигурни Уивер получила номинацию на "Оскар" за лучшую женскую роль. В научно-фантастическом боевике. Таким образом, Академия признала значимость жанра, а актриса официально стала "Королевой фантастики".

 

чужой

 

"Чужой". Ридли Скотт. 1979 год.

Как многие великие и значимые вещи появление первого фильма про Чужих сопровождалось кучей кадровых перестановок, пересмотров концепций, в общем, случайных, интуитивных решений. Так родился, возможно, самый значительный, необычный и пугающий научно-фантастический фильм. Стенли Кубрик в 1968-м ("Космическая одиссея 2001 года") поднял жанр на невиданную раньше технологическую и эстетичскую высоту. И продемонстрировал, что с помощью фантастики можно говорить на сложные, возвышенные, экзистенциальные темы. Ридли Скотт не просто сохранил, но развил все вышеперечисленное и открыл миру другую сторону медали: космос - это мертвое, безразличное, смертельно опасное пространство. Ксеноморф - воплощение сознательных страхов и подсознательных стремлений. Кошмарное и неодолимое Оно, скрывающееся во тьме. До поры. Сигурни Уивер создала сильного, сексуального, ранимого и тоже непобедимого, как выяснилось впоследствии, персонажа. Открыв миру новую грань женских актерских работ. Невероятно радосто, что спустя почти сорок лет Скотт вернулся к своему детищу сначала в "Прометее", а теперь в продолжении - "Чужой: Завет", и сбивчиво обещает развивать серию дальше (в двух, трех или четырех фильмах). Ключевое слово здесь "развивать": вселенная "Чужого" обрастает мифологией - глобальной, богоборческой. Если первые четыре фильма можно условно назвать Ветхим заветом, то следующие два (и сколько их будет дальше) - безусловно Новым. 

 

прометей

 

Автор текста: Мирный Валерий

18.04.2024
Опубліковано трейлер нового фільму М. Найт Шʼямалана "Западня" — психологічного трилеру про чоловіка та його неповнолітню доньку, які прийшли на концерт популярної співачки, втім, як виявилось згодом...
Далее
18.04.2024
Мартін Скорсезе не дивлячись на вік (81) продовжує знімати один епік за іншим: "Вовк з Уолл-стріт", "Ірландець", "Вбивці місячної квітки" під ряд. Всі ці фільми отримали купу номінацій на "Оскар" (сор...
Далее