Режиссер, который ни разу не повторялся: пять фильмов Джонатана Демме

В среду, 26 апреля, проиграв битву с онкологическим заболеванием, умер режиссер, продюсер и сценарист Джонатан Демме. Его карьера охватила период с начала 70-х и вплоть до 2017-го. А количество жанров, в которых работал Демме не счесть. Начинал он, как и многие в то время, с малобюджетных эксплоутейшн-фильмов Роджера Кормена ("Страсть за решеткой", "Опьянённый борьбой"). Потом снял две относительно успешные комедии для Paramount Pictures ("Обращаться с осторожностью") и Universal ("Мелвинг и Говард"). Относительно, потому что они имели больший успех у критиков, чем в прокате. Коммерческим прорывом для Демме должна была стать комедия с Голди Хоун и Куртом Расселлом - "Дополнительная смена". Но из-за творческих разногласий с Хоун производство фильма не заладилось. В результате картина никому не понравилась и провалилась в прокате. 

 

silence

 

Тогда Джонатан Демме берет перерыв в художественном кино и решает снять фильм-концерт для группы Talking Heads "Stop Making Sense" ("Не ищи смысла"). Это был не первый и не последний крутой поворот в карьере режиссера. И не в первый, и не в последний раз он увенчался успехом. Демме попробует себя в психологическом хорроре, остросоциальной драме, политическом триллере, снимет фильм по сценарию Диабло Коди, подарит Энн Хэтэуэй первую номинацию на "Оскар" за лучшую женскую роль, снимет несколько документальных фильмов-концертов с Нилом Янгом и поставит картину по пьесе Генрика Ибсена. Не говоря уже о музыкальных клипах (для New Order, например). 

 

 

К слову о клипах: на днях другая группа - Haim выпустила новую песню "Right Now". Клип на нее снял режиссер Пол Томас Андерсон. Видео можно смело назвать оммажем ролику Джонатана Демме на песню "Perfect kiss" для New Order (см. выше). А на вопрос: "Какие три режиссера повлияли на вас больше всего?" - создатель фильмов "Нефть", "Магнолия", "Мастер" и "Ночи в стиле буги" в свое время ответил: "Джонатан Демме, Джонатан Демме, Джонатан Демме".

При всем разнообразии жанров, в которых работал Демме, его нельзя назвать режиссером-хамелеоном. Не режиссер подстраивался под правила жанра, а наоборот - оставался собой каждый раз, перенося из фильма в фильм отличительные черты своих работ: четкую структуру и ритм, умение работать с актерами и страсть к крупным планам, доброту по отношению к своим персонажам и отличный музыкальный вкус. Ниже пять фильмов, популярных и не очень, с которых можно начать знакомство с творчеством Джонатана Демме. 

 

 

"Дикая штучка". 1986.

Комедия с элементами роуд-муви. Возвращение режиссера к художественному кино после провала "Дополнительной смены" и успеха документалки "Не ищи смысла". Мелани Гриффит, Джефф Дэниелс и Рэй Лиотта получили по номинации на "Золотой глобус", что лишний раз подтверждает умение Демме работать с актерами. История про бизнесмена и ловкую, немного эксцентричную женщину оборачивается то комедийным триллером, то роматическим роуд-муви, но, в любом случае, это бесконечно обаятельное и мастерски сделанное кино. 

 

stop_making_sence

 

"Не ищи смысла". 1984.

Первый опыт в документальном кино. Фильм был снят за три вечера в знаменитом голливудском театре "Pantages", где группа Talking Heads во главе с Дэвидом Бирном давала концерты в рамках тура в поддержку альбома "Speaking in Tongues". Картину сразу окрестили чуть ли не лучшим рок-фильмом в истории. "Не ищи смысла" идеален от первого кадра до последней ноты. В создании иконического портрета группы сработали и музыкальный вкус режиссера, и четкий монтаж, и страсть к крупным планам, и ясная концепция. 

 

silence_of_the_lambs

 

"Молчание ягнят". 1991.

Впечатление от первого просмотра этого фильма не сравнить ни с чем. Особенно, учитывая тот факт, что происходит оно обычно в юношеском возрасте. Удовольствие от повторного просмотра гарантировано каждый раз. Немигающий взгляд кошки Энтони Хопкинса, их диалоги с удивительной Джоди Фостер, проникающая в нутро музыка, умело скроенная структура повествования - твердая режиссерская рука чувствуется в каждом кадре. Многие и до (Майкл Манн), и после (Ридли Скотт, Брэтт Рэтнер) подступались к романам Томаса Харриса, но таких высот, как Джонатан Демме достичь не получилось ни у кого. Результат - пять главных "Оскаров" и самое главное - любовь и страх нескольких поколений зрителей. 

 

philadelphia

 

"Филадельфия". 1993.

При всех очевидных художественных достоинствах, фильм про молодого адвоката, уволенного из-за того, что начальство узнало о его болезни (СПИД) и сексуальной ориентации (гей) хорош другим - он вывел волну New Queer Cinema (нового "квир" кино) на уровень мейнстрима. Сборы фильма составили свыше 200 миллионов долларов. Учитывая то время - гигантская сумма. Плюс - премии "Оскар" для Тома Хэнкса (за лучшую мужскую роль) и Брюса Спрингстина (за песню). Такие режиссеры как Грег Араки, Дерек Джармен, Гас Ван Сент, Тодд Хейнс стояли у истоков этой волны. Демме же заставил очень многих говорить о том, что раньше замалчивалось.

 

meryl_streep

 

"Маньчжурский кандидат". 2004.

Фильм с таким названием уже выходил в 1962 году. Главную роль тогда играл Фрэнк Синатра. В версии Демме его заменил Дензел Вашингтон, но солирует здесь Мэрил Стрип, играющая энергичного, опасного, обаятельного, опытного сенатора США. "Маньчжурский кандидат" - политический триллер с элементами научной фантастики. Коммерческого успеха фильм не снискал, но он обладает многими достоинствами работ Демме. Проносится стремительно, увлекает, развлекает, иногда пугает и главное - ему есть что добавить к оригинальной ленте. 

 

 

"Рэйчел выходит замуж", "Рики и Флэш". 2008, 2015.

Пятью фильмами ограничиться трудно. Поэтому шестую позицию будут занимать две поздние картины режиссера. "Рэйчел выходит замуж" - возвращение Демме в строй после провала "Маньчжурского кандидата". Это скромная и недорогая семейная драма про девушку в трудном жизненном периоде. Энн Хэтэуэй играет Ким - младшую сестру, попавшую после выхода из реабилитационной клиники для наркоманов, к старшей сестре на свадьбу. Давление, под которым пребывают обе девушки, заставляет говорить необдуманные вещи и переживать тяжелые воспоминания. Во втором фильме (последнем художественном в карьере режиссера) Мэрил Стрип играет кассиршу в супермаркете и лидера локальной рок-группы "Рики и Флэш", которая так и не добилась успеха. Ей далеко за сорок, живет она бедно, характер трудный в основном из-за нереализованости. Но поездка в дом бывшего мужа, чтобы повидать детей, может все изменить. Эти картины сильно отличаются настроением, но рассказывают о двух женщинах, которые пытаются ужиться сами с собой и найти выход из того кошмара, в который их загнала жизнь. Джонатан Демме тонко и деликатно проводит по этому пути сначала одну, а потом и вторую.

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

18.08.2017
Об этом проекте мы уже писали. Режиссер первого сезона "Настоящего детектива" и фильма "Безродные звери" Кэри Фукунага долго работал над экранизацией романа Стивена Кинга "Оно", но разругался с продюс...
Далее
17.08.2017
На дворе август, а значит пришла пора погадать на кофейной гуще насчет будущих номинантов на самую популярную кинопремию мира. Часть потенциальных претендентов на золотого болванчика уже вышла в прока...
Далее