“Люди Икс: Апокалипсис”: выживут сильнейшие

3600-й год до нашей эры. Египет. На месте современного Каира немногие смелые восстали против самопровозглашенного божества (на самом деле просто очень сильного мутанта). И погребли его под громадной пирамидой. 1983 год нашей эры. В Западном Берлине, в клетке, на потеху публике, дерутся ангел с дьяволом (тоже мутанты). Где-то в Польше бывший Магнето, а ныне Эрик Леншерр, пытается начать новую жизнь с новой семьёй и работой на сталелитейном заводе. Рейвен после событий прошлого фильма, ставшая кем-то вроде Обамы для людей икс, занимается спасением попавших в беду мутантов. У циклопа – Скотта Саммерса на фоне полового созревания появляется способность выпускать из глаз лазерные лучи. Понятное дело, что в обычной школе ему уже не место. Профессор Ксавьер окончательно утвердился в роли блаженного наставника и верит, что в светлое будущее люди и мутанты войдут держась за руки. А тем временем хрупкое равновесие, достигнутое между последними, нарушает незадачливая ЦРУшница Мойра, случайно пробудив, погребенного более трех тысяч лет назад под современным Каиром древнего самопровозглашённого бога – Апокалипсиса.

 

 

События в новом фильме Брайана Сингера разворачиваются через несколько лет после "Дней минувшего будущего". Эффектный финал которого раскидал главных героев по планете так, что собрать их заново задача не из простых. На что, кстати, жаловались создатели картины. Поэтому добрая треть "Апокалипсиса" посвящена личным трагедиям каждого персонажа, призванным соединить всех в финальной битве за спасение человечества. Под стать их проблемам и главный злодей фильма – Апокалипсис. Он появился со своими проповедями об избранных и сильнейших в момент растерянности, когда старый мир пал (о существовании мутантов узнали все), а новый еще не успел появиться (никто не знает, что с ними делать, в том числе и сами люди икс). Еще есть профессор Ксавьер, но он далеко, его школа маленькая, да и не всем под силу принять свою инаковость. Апокалипсис обещает положить конец страхам и полуподпольному существованию мутантов с помощью управляемого конца света. Выживут сильнейшие (читай мутанты), они и наследуют Землю.

 

 

Вариации на тему фашизма присутствуют в том или ином виде во многих современных фильмах о супергероях. Идеального воплощения они достигли, наверное, во второй части “Капитана Америки”, той, что “Другая война”. И Брайану Сингеру сам Бог велел высказаться об угнетенных и разрозненных, которые могут собраться не под теми знаменами. Но воспринимать серьезно угрозу со стороны Апокалипсиса мешают костюмы в духе “Флэша Гордона”, крайне неудачный грим и глупые диалоги. Тема божественного происхождения древнего мутанта и, вообще, божественности супергероев, тоже не раскрывается. И, как не трудно догадаться, по тем же причинам. Тут мы подходим к тому, что на первый взгляд в новом фильме Брайана Сингера хорошего мало. Он не работает на уровне смыслов и странным образом подводит там, где должен впечатлять. Но это на первый скучный взгляд.

 

 

За весну 2016-го мы стали свидетелями трех подходов к экранизации комиксов. В "Бэтмене против Супермена: На заре справедливости" Снайдер шел по пути красивого, угрюмого и буквального прочтения первоисточника. В "Первом Мстителе: Противостояние" братья Руссо убрали шутки и легкость, присущую серии, оставив один формализм. В своих "Людях Икс" Брайан Сингер продолжил костюмированную вечеринку, начатую им в “Днях минувшего будущего”. Только с поправкой на другую эпоху – настали сумасшедшие 80-е и тем фактом, что режиссера явно повело на волне успеха. Поэтому к новым "Людям Икс" может быть два подхода. Первый, он же формалистский, он же скучный – то есть, воспринимать фильм в рамках привычной всем вселенной Marvel. А тогда, как сообщалось выше – это провал. Или, авантюристский, а значит – пропустить ожидаемый, но неработающий здесь дискурс и читать между строк.

 

 

Тогда откроется интересное. Во-первых, непривычно много для детского комикса крови. Это приятно. Во-вторых, отсылки к киноклассике: ангел в разделенном стеной Берлине это же явная аллюзия на “Небо над Берлином” Вендерса. Это приятно вдвойне. В-третьих, разнообразие мутантов/супергероев здесь пока еще работает на пользу фильму. В отличие от разросшегося и неловкого бестиария Мстителей. В-четвертых, без лишних спойлеров надо просто отметить, что появление Росомахи в фильме обставлено очень эффектно.

Конечно, в “Людях Икс: Апокалипсис” чувствуется кризис, но не столько Сингера, сколько жанра вообще. Рынок диктует свои правила. Если фильм про одного супергероя собрал миллиард, значит в сиквеле будет пять супергероев. Перенаселенность и дефицит идей, как следствие. Поэтому новый “Капитан Америка”  – это пир во время чумы, который, стоит отметить, может продолжаться еще долго. В “Бэтмене” Зак Снайдер идет по своему, пока еще отличному от других, пути. А в страшно несовершенном фильме Сингера есть поиск, возможно неосознанный и случайный, ну да какая разница. Зато он делает просмотр картины увлекательным и несколько обнадеживает.

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

Фильм “Люди Икс: Апокалипсис” можно будет посмотреть с 19 мая в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте

19.08.2017
Стриминговый сервис Netflix опубликовал долгожданный трейлер сериала "Каратель" - спин-оффа сериала "Сорвиголова". Вернее, его второго сезона, в котором дебютировал этот персонаж. Фрэнка "Карателя" Ка...
Далее
18.08.2017
Об этом проекте мы уже писали. Режиссер первого сезона "Настоящего детектива" и фильма "Безродные звери" Кэри Фукунага долго работал над экранизацией романа Стивена Кинга "Оно", но разругался с продюс...
Далее