"Окча": экологическая сказка от режиссера фильма "Сквозь снег"

Картина южнокорейского режиссера Пон Джун Хо - автора мощной антиутопии "Сквозь снег", драмы "Мать", фильма про монстра "Вторжение динозавра" и грандиозного криминального триллера "Воспоминания об убийстве" - то есть чуть ли не лучших южнокорейских лент, "Окча" была одной из главных премьер Каннского кинофестиваля и первой половины 2017 года. 

 

okja-poster

 

Фильм создавался под крылом Netflix, что сразу стало причиной маленького скандала в Каннах. Французским прокатчикам не понравилось, что в основном конкурсе их родного фестиваля участвует фильм, который не выйдет во французский прокат. Организаторы пугливо извинялись и обещали поменять правила. Тильда Суинтон, разделившая актерские и продюсерские обязаности в "Окче", сделала пару колких и точных замечаний в ответ. Картину же приняли тепло, но без восторгов, что затушило скандал, а вместе с ним и всеобщее ожидание фильма. 

2007 год. Глава пищевого гиганта "Мирандо" Люси Мирандо объявляет запуск нового амбициозного проекта, нацеленного побороть голод во всем мире. В центре проекта - генномодифицированная суперсвинья. Ее мясо вкуснее, ее размеры больше, она потребляет меньше пищи и производит меньше отходов. Вместо того, чтобы просто запустить массовое производство свиной вырезки, руководство "Мирандо" решает пойти на ловкий маркетинговый ход и повысить свой статус в глазах конечного потребителя: отдать фермерам по всему миру по одной свинье - на вырост. Чье животное по прошествии десяти лет будет самым упитанным и красивым, получит приз.

 

tilda

 

Хозяйство южнокорейского фермера Хиибонга находится в горах. Туда же присылают и свинку, которая становится лучшим другом маленькой внучки фермера - Миджи. Та нарекает свинку Окчей, гуляет с ней по горам, ночует в амбаре, кормит и прикипает к зверю всей душой. Одна из причин в том, что Миджа очень одинока. Вторая - в том, что побочным продуктом генномодифицированных питательных свойств Окчи (и других суперсвинок) становится высокий интеллект. Она, как собака - все понимает, только сказать не может. 

Приходит 2017 год. Окчу забирают в Нью-Йорк, чтобы публично наградить медалью и уже непублично разрезать на скотобойне. Миджа, не думая, отправляется вслед за грузовиками "Мирандо", чтобы спасти лучшего друга. 

С одной стороны, медийный шум вокруг "Окчи" поутих совершенно закономерно. История преданной дружбы пополам с антиглобалистским триллером так и не может определиться, комедией она является или драмой, что сбивает зрителя с толку. Здесь можно возразить, что южнокорейское кино всегда славилось смешением жанров, но в случае с "Окчей" Пон Джун Хо так и не смог добиться гармонии. В фильме шутят и плачут чаще невпопад. 

С другой стороны, "Окча" - редкий зверь в мировом кинематографе: странная сказка про девочку и гигантскую свинью, сделанная с большой любовью и умом талантливыми, знаменитыми людьми. Чего только стоит трепетное разглядывание камерой Дариуса Хонджи каждой складочки на теле Окчи. Режиссер Пон Джун Хо, кажется, окончательно утвердился в своем методе: эклектика пополам с эксцентричностью и хитрым месседжем в середине. Точно так же, как в фильме "Сквозь снег", режиссер обозначает проблему (зачастую экологической направленности), но не дарит нам простоту решения.

Будучи взрослым трезвомыслящим человеком, а значит не идеалистом, Пон Джун Хо понимает, что мировое зло победить невозможно. Финал "Окчи" в этом плане совершенно предсказуем, а фраза насчет того, что конечный потребитель употребит все независимо от уровня скандальности производителя, вообще в точку. Но если приложить усилия и веру в себя, то можно одержать маленькую победу. Сделает это мир лучше или нет - вопрос не главный. Главное, что лучше станет тебе. Своеборазный пример внутренней эмиграции. 

Несмотря на эмоциональную нестабильность фильма, Пон Джун Хо остается прекрасным рассказчиком, держит темп и не дает своей дикой истории выйти из-под контроля. Есть соблазн окрестить "Окчу" одой вегетарианству, что будет в корне неверно. Герои, даже самые положительные, здесь спокойно едят рыбу, а пищевые крайности высмеиваются. Фильм Пон Джун Хо, скорее, притча о пороках общества потребления и личной инициативе, как способе борьбы. Поданная в обертке эксцентричной трагикомедии, эта история имеет все шансы достучаться до зрительских сердец. Главное - дать ей этот шанс. 

 

okja

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.02.2025
Не пройшло й декількох днів після перехоплення Amazon MGM Studios творчого контролю над франшизою про Джеймса Бонда, як засновник Amazon та нинішній виконавчий голова компанії Джефф Безос поставив пит...
Далее
21.02.2025
Це несподіваний поворот подій, який може призвести до деградації історії про найвідомішого шпигуна у світі: Amazon MGM Studios бере на себе креативний контроль над франшизою Джеймса Бонда. Новина, яка...
Далее
21.02.2025
Нещодавно стало відомо, що Мартін Скорсезе виступить виконавчим продюсером серіальної адаптації свого фільму "Мис Страху", але наразі режисер підготував для нас дійсно цікавий проєкт: кримінальну драм...
Далее