"Тони Эрдманн": обаятельная трагикомедия про смешного отца и серьезную дочь

Курьер стучит в дверь, ему открывает тучный пожилой мужчина и с недоуменным видом глядит на посылку. Подумав, мужчина говорит, что посылку заказал только что вышедший из тюрьмы брат и идет вглубь квартиры, якобы позвать непутевого родственника. Через минуту возвращается тот же человек, но в другой одежде и с вставными зубами. Посыльный, конечно, догадывается, что над ним подшучивают, а пожилой мужчина (его зовут Винфрид) смущенно говорит, что любит розыгрыши.

Так начинается первая за семь лет режиссерская работа Марен Аде, главный немецкий фильм этого года и одна из лучших картин Каннского кинфестиваля-2016, собственно, “Тони Эрдманн”.

 

 

Камера следует за главным героем в дом его бывшей жены, куда приезжает их дочь, Инес. Она работает бизнес-консультантом в Бухаресте, то есть помогает богатым предпринимателям принимать нелегкие решения: например, уволить несколько сотен рабочих. Инес успешна, вечно занята, формально приветлива, но все равно выглядит абсолютно несчастным человеком. Винфрид это замечает, но все попытки наладить контакт с дочерью натыкаются на стену отчуждения. Он даже летит вслед за ней в Бухарест, живет несколько дней в квартире дочери и пытается вывести ее на разговор по душам, но и здесь терпит поражение. В отчаянной (и последней) попытке пробить брешь в ледяной стене и наладить связь с Инес, Винфрид надевает пиджак с малиновым отливом, парик, кривые вставные зубы у него всегда под рукой, и перевоплощается в Тони Эрдманна – эксцентричного бизнес-консультанта, тренера и наставника.

Фильм Аде длиной почти три часа поначалу, конечно, сбивает с ног. Он достаточно прост по форме (линейное повествование, без флэшбеков) и ожидаемо лукав, когда дело касается содержания. В предыдущей работе режиссера – коварной драме про молодую пару “Страсть не знает преград” (оригинальное название гораздо тоньше – “Everyone Else”) уже было видно, что Марен Аде самым выдающимся образом умеет работать с такой хрупкой материей, как отношения между людьми. Тогда автор с большим размахом и достаточно откровенно высказалась на тему того, каково это вообще быть вдвоем. Но если в “Everyone Else” действие развивалось между двумя: мужчиной и женщиной, то в “Тони Эрдманн” Марен Аде, используя историю непростых отношений отца и дочери, между строк проговаривает достаточно серьезные вещи.

 

 

Образ Винфрида/Тони Эрдманна, по словам самой Аде, во многом основан на личности ее отца, тоже любившем разыгрывать друзей с помощью вставной челюсти, которую, кстати, дочка ему и подарила. Винфрид – забавный и стеснительный увалень, даром что пенсионного возраста, живет с собакой, ухаживает за старенькой мамой, преподает музыку на полставке, но в какой-то момент понимаешь, что розыгрыши и дурачества – его своеобразный и чуть ли не единственный надежный способ коммуникации с внешним миром. Если бы актер Петер Симонишек сыграл в своей жизни только одну роль Винфрида, этого уже было бы достаточно, чтобы войти в историю.

Инес – его полная противоположность: предсказуемая, рациональная, правильная. Она живет насыщенной жизнью, но это ширма, что понимает, кажется, и она сама. По факту же дочь Винфрида находится в чужой и бедной стране, консультирует неприятных людей и не в состоянии завести нормальную личную жизнь. Но, что самое важное, она разучилась полноценно коммуницировать с другими людьми. Общение с друзьями, служебный роман здесь заменены формальностями. У Сандры Хюллер отлично получается играть деловую холодность, смотреть на ее удивленно-напуганное выражение лица во время очередной выходки отца – одно удовольствие, плюс в фильме припасено несколько без малого гениальных моментов, которые держатся только на ней.

 

 

Винфрид пытается сказать дочери что-то важное о счастье и другом пути в жизни, а режиссер и сценарист Марен Аде сообщает нам, что в современном обществе у людей серьезные проблемы с общением. Ведь дело тут не только в Инес. Винфрид тоже общается, в основном, посредством шуточной вставной челюсти, и только, внедрившись с помощью своего альтер-эго в жизнь дочери, добивается определенных успехов.

Будь “Тони Эрдманн” трехчасовым фильмом про отчуждение, было бы не так интересно, но, во-первых, Аде мастерски чередует комичные и трагичные моменты. Причем, диапазон забавных ситуаций здесь варьируется от неудачных и стыдных до гомерически смешных (все как в жизни). Во-вторых, она периодически заходит на территорию остросоциального кино и местами “Тони Эрдманн” отдаленно напоминает фильм кого-нибудь из румынской новой волны. Кристиана Мунджиу, например (выход в середине ленты актера Влада Иванова еще больше усиливает этот эффект). Классовое неравенство в бедной стране иллюстрируется здесь ненавязчиво, но достаточно ясно: стена между богатыми европейцами, равнодушным бизнесом и обычными людьми на определенной минуте буквально попадает в кадр.

В то же время фильм Аде практически лишен амбиций. Видимо, это одна из причин, по которой картину проигнорировали в Каннах: при единогласном восторге критиков, жюри оставило “Тони Эрдманн” без наград. Фильм не стремится стать социальным высказыванием. Это, в первую очередь, история про отца, который пытается юмором разбудить в дочери человека. Здесь есть что сказать и про него, и про нее, но глубже всего зритель все-таки заглянет в себя.

 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.02.2025
Не пройшло й декількох днів після перехоплення Amazon MGM Studios творчого контролю над франшизою про Джеймса Бонда, як засновник Amazon та нинішній виконавчий голова компанії Джефф Безос поставив пит...
Далее
21.02.2025
Це несподіваний поворот подій, який може призвести до деградації історії про найвідомішого шпигуна у світі: Amazon MGM Studios бере на себе креативний контроль над франшизою Джеймса Бонда. Новина, яка...
Далее
21.02.2025
Нещодавно стало відомо, що Мартін Скорсезе виступить виконавчим продюсером серіальної адаптації свого фільму "Мис Страху", але наразі режисер підготував для нас дійсно цікавий проєкт: кримінальну драм...
Далее