Арт-платформа: Вадим Панченко о сложностях закостенелой системы и искусстве во время локдауна
В период затянувшегося локдауна сложно отслеживать культурологическую составляющую по причине полного запрета на посещение любых институций культурно-просветительского характера. Тем не менее, мы продолжаем знакомиться с яркими и интересными представителями украинского арт-сообщества, творчество которых отражает текущую повестку дня в её реальной перспективе, трансформированной сквозь призму индивидуальной интерпретации как художника, так и зрителя.
Вадим Панченко является неотъемлемой частью львовской арт-платформы, а также основателем и идеологом галереи современного искусства Zefirina. Его работы занимают достойное место в частных коллекциях США, Европы и Азии, а кураторы европейских галерей, где он не раз выставлялся, сравнивают настроение и технику с работами Жана-Мишеля Баския (Jean-Michel Basquiat).
Я представлял более творческий процесс обучения, чем он оказался в реальности.
Вы начинали своё движение в направлении художественной карьеры с факультета “Дизайн интерьеров” в Львовской национальной академии искусств. Когда Вы поняли, что дизайн интерьеров не станет Вашей основной профессией? Или Вы совмещаете эти два направления своей деятельности?
Изначально поступая в академию, я представлял более творческий процесс обучения, чем он оказался в реальности и ещё до окончания первого семестра, пытался перевестись на другой факультет, но не вышло. Поэтому профессию дизайнера интерьеров я как-то сразу отбросил, не моё это. А вот с живописью, отношения у меня всегда были приятные.
Искусство – это высказывание или заявление ваших идей, позиции, образа мысли.
Что для Вас является движущей силой в искусстве?
Искусство – это высказывание или заявление ваших идей, позиции, образа мысли. Человек-художник, который находит в себе силы думать, что он создаёт, а не идти на поводу того, что модно и актуально – это и есть движущая сила.
Следите ли Вы за творчеством других украинских или зарубежных художников?
Да, конечно, но их мало, скорее я слежу за общей повесткой.
Есть эффект, ощущение, которые я бы хотел донести, это осознание хаоса, в котором мы находимся и принятия его.
Несколько лет назад Вы открыли галерею Zefirina. Что послужило мотивом?
Мы открыли её вместе с моей подругой и очень хорошей художницей Мирой Бачкур. А причина очень простая – мы не могли нигде выставиться, нашим львовским галереям не подходили наши работы. Решение было спонтанное, но мы довольны, ничего лучшего во Львове пока нет.
Ваши работы наполнены абстрактным деконструктивизмом и фатализмом. Связывает ли их основной посыл, который Вы стараетесь донести до аудитории?
Знаете, каждый человек увидит и объяснит мои работы по-своему. Есть эффект, ощущение, которые я бы хотел донести, это осознание хаоса, в котором мы находимся и принятия его. Вы должны заключить некий, негласный договор с произведением, чтобы почувствовать его.
На Ваш взгляд, кто является основным “потребителем” искусства сегодня?
Не могу сказать, кто основной потребитель, но радует, что в последние 2-3 года появилось намного больше людей, которые хотят непросто повесить картину себе в интерьер, а желают разбираться и углубляться в мир коллекционирования и понимая искусства.
Как изменилась коммуникация с публикой и конечным обладателем Ваших работ, коллекционерами в связи с событиями прошлого и текущего года?
Вот на удивление всё стало только лучше, все очень оживились.
Ощущение от непосредственного взаимодействия с работой заменить невозможно.
Многие эксперты предрекают постепенный переход арт-рынка из реального в виртуальный. Как Вы считаете, возможен ли мир без физических арт-музеев и галерей? Являются ли они неотъемлемой частью коммуникации с аудиторией или без них можно с лёгкостью обойтись?
Я считаю, что рынок просто расширится, это дополнительный опыт общения с искусством, но ощущение от непосредственного взаимодействия с работой заменить невозможно. Это некий ритуал – посетить музей или же мастерскую художника, действие, которое ты совершаешь ради обретения особых эмоций. Очень самонадеянно считать, что мир виртуальный может стать полноценной заменой.
Искусство – это товар, средство коммуникации или культурно-исторический срез? В чём, на Ваш взгляд, состоит его ценность?
В идеале, конечно же, это три в одном. Только я считаю, что это должно происходить постепенно, сначала, это коммуникация с миром, потом товар и в последствии надеемся, что ваше искусство останется в истории.
Фото: собственность художника