Явление Зигги Стардаста. David Bowie: Station to Station
Продолжая совместную с Old Fashioned Radio Одиссею по творчеству Девида Боуи, мы поговорим об альбоме, который вышел в 1972 году – The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars. Это переломный альбом в карьере Дэвида Боуи. Более пяти лет он ищет себя и находит совершенно в другом персонаже.
Всю дальнейшую карьеру он также будет менять образы и маски. Это станет его главным отличием и будет привлекать новых поклонников.
Представим Великобританию начала 70-х. Консервативные семьи собираются вечером перед экраном телевизора. В эфире – известнейшая передача Top of the Pops. На экране появляется новый Боуи в узком костюме и с ярко-рыжими волосами. Он обнимает гитариста Мика Ронсона и поет композицию Starman. После этого его назовут “мессией в музыке” и начнется повальное увлечение Зигги Стардастом.
John, I'm only dancing – трек, который должен был изначально войти в альбом, но был издан позднее отдельным синглом. 22 января 1972 в интервью Melody Maker Дэвид Боуи заявляет, что он гей и всегда чувствовал себя геем. Это был идеальный пиар-ход. Заявление повергло людей в шок и вызвало еще больший интерес к нему. В песне John, I'm only dancing также обыграна тема гомосексуальности, а провокационный по тем временам клип в эфире Top to Pop не допустили к показу.
Персонаж Зигги Стардаста Дэвиду помогла придумать жена. Имя он взял, добавив букву к имени Игги Попа, а фамилию – от музыканта Legendary Stardust Cowboy. Лу Рид, Марк Болан, Джими Хендрикс также повлияли на создание персонажа. Но наибольшее влияние произвел, по словам самого Боуи, Винс Тейлор – английский певец, который был очень популярен во Франции.
Визуальный образ Зигги вдохновлен костюмами из фильма Кубрика “Заводной Апельсин”. Фотографию для обложки сделал Брайан Уорд недалеко от своей студии, напротив здания K.West в январе 1972 года. Изначально фотографии были черно-белыми, позже их раскрасят вручную. На задней стороне альбома изображен Боуи в лондонской телефонной будке с надписью “Слушать на максимальной громкости”.
Поначалу Боуи хотел создать нечто вроде рок-оперы The Who “Tommy” – о пришельце, который высадился на землю, и у него есть только 5 лет до того, как на планете закончатся ресурсы и наступит апокалипсис. Срок в 5 лет он выбрал после сна, где покойный отец говорит, что жить музыканту остается именно столько. Песня, которая откроет альбом, так и будет называться – 5 years. Через нее Боуи транслирует пессимизм Британии 70-х. Но здесь не только Британия, а и переполненная антиутопиями американская фантастика того времени.
О дальнейших приключениях Зигги Стардаста слушайте в программе. В следующем выпуске – о том, как Боуи найдет лампу Аладдина и запишет альбом каверов любимых песен.