"Бен-Гур": первый опыт Тимура Бекмамбетова в жанре "пеплум"
Новую ленту Тимура Бекмамбетова с особым упоением разругали в США, а провал ей предвещали еще задолго до премьеры. Что, собственно, впоследствии и произошло: фильм собрал за две недели мирового проката всего 50 миллионов долларов при производственном бюджете в 100 миллионов. К этой сотне надо прибавить, скорее всего, немаленький маркетинговый бюджет. Что будет с карьерой Бекмамбетова в Голливуде, пока неизвестно, но траекторию ее падения можно проследить уже сейчас. Поставив несколько успешных лент в России (“Ночной дозор”, “Дневной дозор”) режиссер зарекомендовал себя для западных продюсеров, как хитмейкера. Этот статус вроде как подтвердил успех первой голливудской картины Тимура Бекмамбетова – “Особо опасен” 2008 года. Фильм собрал хорошую кассу, его сдержанно похвалили критики, Бекмамбетов с Хабенским в каждом втором интервью рассказывали про Анджелину Джоли. В общем, успех.
Следующим режиссерским проектом Бекмамбетова стала экранизация романа Сета Грэма-Смита “Президент Линкольн: Охотник на вампиров”. Здесь уже прозвенел тревожный звоночек: фильм не окупился, мало кому понравился и подтвердил статус режиссера, как постановщика дорогих, скучных и безвкусных фильмов категории “Б”. И если первый эпитет в данном жанре где-то даже приветствуется, то вот скучными и безвкусными они быть не должны никаким образом.
Зачем Бекмамбетову дали снимать ремейк “Бен-Гура” Уильяма Уайлера 1959 года – остается загадкой. Первый фильм был выдающейся демонстрацией достижений американского кинематографа того времени. Почти четыре часа, стройный и логичный сценарий, колоссальный успех в прокате, одиннадцать “Оскаров”, в конце концов.
Сценарий новой версии сначала писал некто Кит Кларк и он сконцентрировал свое внимание на отношениях Иуды Бен-Гура и Мессалы. Потом Paramount наняла Джона Ридли (“12 лет рабства”), чтобы тот добавил современные ноты в текст Кларка. В итоге оригинальный роман Лью Уоллеса “Бен-Гур: история Христа”, по которому поставлен фильм, да и оригинальная картина Уайлера претерпели серьезные изменения. Бен-Гур и Мессала становятся названными братьями, меняется причина ареста Иуды и его семьи, исчезает Нагорная проповедь (эпизод небольшой, но эффектный). Взамен мы получаем отсутствие логики в поступках двух главных героев, да и вообще отсутствие цели фильма. Почему Иуда не сказал Мессале о мятежнике в своем доме? Почему оставил последнего без присмотра, да еще и с доступом к оружию? Как мог Мессала за несколько минут решить круто поменять свою жизнь и податься в римский легион? Провалена главная сюжетная арка – конфликт Мессалы и Бен-Гура. Даже напрашивающийся гомоэротический подтекст их вражды не получил своего развития. Стыдно сказать, в ленте 1959 года он был более выразителен.
“Современные ноты” в сценарии Ридли – это портрет Римской империи, как агрессивной милитаристской силы, направленной на то, чтобы “нести прогресс”, но, на самом деле, фашистского государства, несущего смерть и разрушения. Не вдаваясь в исторические подробности, можно сказать, что пяти минут двухчасового фильма недостаточно для раскрытия такой темы. Вещи, которые раскрываются вскользь, по касательной к основной сюжетной линии, здесь бьются об нее, словно сценаристы и режиссер вспоминают о них в самый последний момент. Время от времени выскакивающий актер Родриго Санторо, играющий Иисуса Христа, не создает должного впечатления о скором зарождении христианства.
Если отсутствие логики – на совести сценаристов, то ужасное построение мизансцен уже на совести Бекмамбетова. Из-за них не считываются те немногие удачные моменты, что здесь есть: в поместье Бен-Гуров, например. Фильм вообще на редкость некрасив, хотя, казалось бы, 26 год нашей эры, фактура располагает. Куда пошел весь стомиллионный бюджет – неясно. Финальная сцена боя на колесницах снята с размахом, но, во-первых, она не дотягивает до своей старшей родственницы 1959 года и, во-вторых, по ней видно, что спецэффекты в фильме сделаны далеко не на высшем уровне.
В новом “Бен-Гуре” Бекмамбетов решил сделать ставку на неизвестных актеров. Роль “свадебного генерала” здесь исполняет Морган Фримен с дредами. Делает он это старательно, но играть ему особо нечего: его персонаж такой же шаблонный и плоский, как и все остальные, поэтому Фримен ограничивается привычным для него образом “мудрого наставника”. По поводу остальных надо сказать, что смазливой сериальной внешности Джек Хьюстон – не Иуда Бен-Гур, а Тоби Кеббелл, хоть и старается изобразить внутреннюю борьбу и муку противоречий (Мессалу), но из-за сценария ему достается, скорее, поверхностная детская обида.
В принципе, “Бен-Гур” подтвердил то, что давно вертелось на языке: Тимур Бекмамбетов плохой режиссер, без вкуса и чувства меры. Ему не даются серьезные жанры, а в легкомысленных отказывает чувство юмора. Положа руку на сердце, в истории аристократа, ставшего рабом из-за ссоры с другом детства, на фоне гегемонии Рима и появления первых христиан столько первозданной кинематографической радости, что ее можно экранизировать каждые двадцать лет для нового поколения. Благо режиссер бы подбирался хороший. Этот раз не засчитан.
Автор текста: Мирный Валерий