"Бен-Гур": первый опыт Тимура Бекмамбетова в жанре "пеплум"

Новую ленту Тимура Бекмамбетова с особым упоением разругали в США, а провал ей предвещали еще задолго до премьеры. Что, собственно, впоследствии и произошло: фильм собрал за две недели мирового проката всего 50 миллионов долларов при производственном бюджете в 100 миллионов. К этой сотне надо прибавить, скорее всего, немаленький маркетинговый бюджет. Что будет с карьерой Бекмамбетова в Голливуде, пока неизвестно, но траекторию ее падения можно проследить уже сейчас. Поставив несколько успешных лент в России (“Ночной дозор”, “Дневной дозор”) режиссер зарекомендовал себя для западных продюсеров, как хитмейкера. Этот статус вроде как подтвердил успех первой голливудской картины Тимура Бекмамбетова – “Особо опасен” 2008 года. Фильм собрал хорошую кассу, его сдержанно похвалили критики, Бекмамбетов с Хабенским в каждом втором интервью рассказывали про Анджелину Джоли. В общем, успех.

 

 

Следующим режиссерским проектом Бекмамбетова стала экранизация романа Сета Грэма-Смита “Президент Линкольн: Охотник на вампиров”. Здесь уже прозвенел тревожный звоночек: фильм не окупился, мало кому понравился и подтвердил статус режиссера, как постановщика дорогих, скучных и безвкусных фильмов категории “Б”. И если первый эпитет в данном жанре где-то даже приветствуется, то вот скучными и безвкусными они быть не должны никаким образом.

Зачем Бекмамбетову дали снимать ремейк “Бен-Гура” Уильяма Уайлера 1959 года – остается загадкой. Первый фильм был выдающейся демонстрацией достижений американского кинематографа того времени. Почти четыре часа, стройный и логичный сценарий, колоссальный успех в прокате, одиннадцать “Оскаров”, в конце концов.

Сценарий новой версии сначала писал некто Кит Кларк и он сконцентрировал свое внимание на отношениях Иуды Бен-Гура и Мессалы. Потом Paramount наняла Джона Ридли (“12 лет рабства”), чтобы тот добавил современные ноты в текст Кларка. В итоге оригинальный роман Лью Уоллеса “Бен-Гур: история Христа”, по которому поставлен фильм, да и оригинальная картина Уайлера претерпели серьезные изменения. Бен-Гур и Мессала становятся названными братьями, меняется причина ареста Иуды и его семьи, исчезает Нагорная проповедь (эпизод небольшой, но эффектный). Взамен мы получаем отсутствие логики в поступках двух главных героев, да и вообще отсутствие цели фильма. Почему Иуда не сказал Мессале о мятежнике в своем доме? Почему оставил последнего без присмотра, да еще и с доступом к оружию? Как мог Мессала за несколько минут решить круто поменять свою жизнь и податься в римский легион? Провалена главная сюжетная арка – конфликт Мессалы и Бен-Гура. Даже напрашивающийся гомоэротический подтекст их вражды не получил своего развития. Стыдно сказать, в ленте 1959 года он был более выразителен.

“Современные ноты” в сценарии Ридли – это портрет Римской империи, как агрессивной милитаристской силы, направленной на то, чтобы “нести прогресс”, но, на самом деле, фашистского государства, несущего смерть и разрушения. Не вдаваясь в исторические подробности, можно сказать, что пяти минут двухчасового фильма недостаточно для раскрытия такой темы. Вещи, которые раскрываются вскользь, по касательной к основной сюжетной линии, здесь бьются об нее, словно сценаристы и режиссер вспоминают о них в самый последний момент. Время от времени выскакивающий актер Родриго Санторо, играющий Иисуса Христа, не создает должного впечатления о скором зарождении христианства.

 

 

Если отсутствие логики – на совести сценаристов, то ужасное построение мизансцен уже на совести Бекмамбетова. Из-за них не считываются те немногие удачные моменты, что здесь есть: в поместье Бен-Гуров, например. Фильм вообще на редкость некрасив, хотя, казалось бы, 26 год нашей эры, фактура располагает. Куда пошел весь стомиллионный бюджет – неясно. Финальная сцена боя на колесницах снята с размахом, но, во-первых, она не дотягивает до своей старшей родственницы 1959 года и, во-вторых, по ней видно, что спецэффекты в фильме сделаны далеко не на высшем уровне.  

В новом “Бен-Гуре” Бекмамбетов решил сделать ставку на неизвестных актеров. Роль “свадебного генерала” здесь исполняет Морган Фримен с дредами. Делает он это старательно, но играть ему особо нечего: его персонаж такой же шаблонный и плоский, как и все остальные, поэтому Фримен ограничивается привычным для него образом “мудрого наставника”. По поводу остальных надо сказать, что смазливой сериальной внешности Джек Хьюстон – не Иуда Бен-Гур, а Тоби Кеббелл, хоть и старается изобразить внутреннюю борьбу и муку противоречий (Мессалу), но из-за сценария ему достается, скорее, поверхностная детская обида.

В принципе, “Бен-Гур” подтвердил то, что давно вертелось на языке: Тимур Бекмамбетов плохой режиссер, без вкуса и чувства меры. Ему не даются серьезные жанры, а в легкомысленных отказывает чувство юмора. Положа руку на сердце, в истории аристократа, ставшего рабом из-за ссоры с другом детства, на фоне гегемонии Рима и появления первых христиан столько первозданной кинематографической радости, что ее можно экранизировать каждые двадцать лет для нового поколения. Благо режиссер бы подбирался хороший. Этот раз не засчитан. 

 

  

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.02.2025
Не пройшло й декількох днів після перехоплення Amazon MGM Studios творчого контролю над франшизою про Джеймса Бонда, як засновник Amazon та нинішній виконавчий голова компанії Джефф Безос поставив пит...
Далее
21.02.2025
Це несподіваний поворот подій, який може призвести до деградації історії про найвідомішого шпигуна у світі: Amazon MGM Studios бере на себе креативний контроль над франшизою Джеймса Бонда. Новина, яка...
Далее
21.02.2025
Нещодавно стало відомо, що Мартін Скорсезе виступить виконавчим продюсером серіальної адаптації свого фільму "Мис Страху", але наразі режисер підготував для нас дійсно цікавий проєкт: кримінальну драм...
Далее