"Боишься ли ты темноты?": десять фильмов ужасов на Хэллоуин. И для жизни

Данный список преследует две цели: развлекательную (все-таки праздник) и ознакомительную (кроме известных фильмов, которые не грех пересмотреть, есть и несколько менее популярных). Жанр ужасов в последние несколько лет переживает небывалый подъем: фильмы становятся хитами проката ("Заклятие", "И гаснет свет…"), возрождаются старые франшизы ("Ведьма из Блэр"), классика переосмысляется в виде сериалов ("Изгоняющий дьявола"), последние тоже имеют колоссальный успех ("Ходячие мертвецы"), даже продолжения неудачных хорроров выходят гораздо лучше своих предшественников ("Уиджа: Происходение зла"). И что самое главное - ищутся новые смыслы и формы, а значит жанр двигается вперед ("Тайны старого отеля", "Новая эра Z"). 

 

 

“Хэллоуин”. Джон Карпентер. 1978 год.

Альфа и омега жанра "слэшер" и по стечению обстоятельств тезка главного праздника конца октября. Снятый на деньги сирийского бизнесмена (всего 325 тысяч долларов) и ставший хитом в мировом прокате (общие сборы 60 миллионов долларов), фильм "Хэллоуин" сделал Джона Карпентера не только богатым, но и вывел 30-летнего режиссера в ранг классиков. Потом были "Нечто", "Побег из Нью-Йорка", "Большой переполох в маленьком Китае" и "Чужие среди нас", но без успеха фильма про Майкла Майерса они бы вряд ли состоялись. Кроме новых приемов, леденящей кровь музыки и ощущения "саспенса", "Хэллоуин" подарил поклонникам жанра радостную мысль о том, что зло неизбывно и всегда возвращается.

 


“Кошмар на улице Вязов”. Уэс Крэйвен. 1984 год.

К 1984 году Уэс Крэйвен уже сделал для жанра более чем достаточно ("Последний дом слева" 1972 года, "У холмов есть глаза" 1977 года и даже в 1981 году снял молодую Шэрон Стоун в фильме про страшных аммонитов "Смертельное благословение"), чтобы как иные режиссеры фильмов ужасов спокойно раздавать авторгафы на ежегодных встречах поклонников, но великий талант позвал автора туда, куда не заходил еще никто. Крэйвен написал историю про страшно обгоревшего маньяка-педофила, который преследует детей не в реальности, а в их снах. Тем самым он поместил страх туда, где ему и место - в подсознание, а значит спасения нет и быть не может. Свое имя Фредди Крюгер получил в честь человека, который терроризировал Уэса Крэйвена в младших классах. Возможно, режиссер справился с демонами своего прошлого, но взамен поселил ужас во всех остальных. 

 


“Окулус”. Майк Флэнеган. 2013 год.

Перенесемся в наш век. Фильм "Окулус" режиссер и сценарист Майк Флэнеган снял на основе своей ранней короткометражки ("Oculus: Chapter 3 — The Man with the Plan"). Это история про брата и сестру, которые вернулись в дом своего детства, где при совершенно жутких обстоятельствах погибли их родители. В истории замешано старинное зеркало, которое и свело отца с матерью с ума. Повзрослевшие дети хотят докопаться до правды и уничтожить антиквариат, но не все так просто. В картине Флэнегана много подводных камней, изобретательных технических решений и совершенно неожиданная концовка, а еще "Окулус" - действительно очень страшное кино. 

 


“Сонная Лощина”. Тим Бертон. 1999 год.

Фильм "Сонная Лощина", конечно, не лишен своеобразного "бертоновского" черного юмора, но это, наверное, самый темный фильм в фильмографии режиссера. Америка 1799 года, молодой, прогрессивный и застенчивый констебль Икабод Крейн (Джонни Депп в идеальной форме) приезжает из Нью-Йорка в Сонную Лощину - маленький городок с обманчиво скучным названием. Ему предстоит раскрыть серию преступлений, тянущуюся на десятилетия в прошлое, влюбиться в девушку (Кристина Ричи) и столкнуться с демоническим всадником без головы (Кристофер Уокен). "Сонная Лощина" - это страшная (и страшно красивая) сказка, какие Тим Бертон уже, к сожалению, не снимает.

 

 

“И гаснет свет…”. Давид Сандберг. 2016 год.

Швед Сандберг снял в 2013 году короткометражку "Lights Out" (ее можно посмотреть на YouTube) про девушку и призрака женщины, который появляется, когда выключаешь свет. Этот максимально жуткий и оригинальный эффект остался и в полнометражном фильме, который Сандберг снял уже в США, но надо понимать, что “И гаснет свет…” 2016 года держится не только на нем. Фильм - история несчастной семьи, которая никак не может начать жить полноценной жизнью из-за призраков прошлого. Это, если в общих чертах. А так вас ждет аттракцион, где из игры света и тьмы выжмут все возможное, чтобы долгое время было страшно подойти к выключателю. 

 


“Приглашение”. Карин Кусама. 2015 год.

Карин Кусама - женщина с достаточно странной фильмографией. Она прославилась в узких кругах независимым фильмом "Женский бой", потом сняла провальный "Эон Флакс" с Шарлиз Терон, потом чуть менее провальный "Тело Дженнифер" по сценарию Диябло Коуди с Меган Фокс в главной роли и ушла подрабатывать на телевидение. "Приглашение" - ее возвращение в строй и напоминание представителям индустрии, как много талантливых режиссеров с отличными идеями сидят без финансирования и вынуждены зарабатывать деньги на сериалах. В фильме рассказана история Уилла, который по приглашению своей бывшей жены приезжает в ее загородный дом. Там, за ужином собралась компания старых друзей, которые не общались много лет. Причиной разлуки стало некое страшное событие в прошлом. Уилл, тем не менее, почти сразу начинает подмечать тревожные знаки и со временем догадывается, что, возможно, причиной для встречи была не только ностальгия. “Приглашение” - идеально поставленный спектакль с малознакомыми, но симпатичными актерами, с событиями, развивающимися постепенно и саспенсом правильно скрывающемся между строк: взгляды, недосказанности, неловкие паузы и закрытая на замок входная дверь. Здесь есть все, чтобы держать зрителя в напряжении и неведении до самого конца.

 


“Затвор”. Баньенг Писензенекун, Паркпум Вонгпум. 2004 год.

Американский ремейк этого фильма вышел в 2008 году и назывался "Фантомы", но с таиландским оригиналом он ни в какое сравнение не идет. Писензенекун и Вонгпум сняли одновременно историю мести и урбанистический фильм ужасов. Причем, сделали это с азиатской изощренностью и изобретательностью. Стоит признать, что истории про призраков там снимают гораздо лучше (взять то же "Проклятье" или "Пульс"). Фотограф Тан насмерть сбивает девушку, но скрывается с места преступления. Через некоторое время его друзья начинают умирать один за другим. История в "Затворе" сложнее, чем кажется, а концовка оставит зрителя опустошенным. 

 


“Тайны старого отеля”. Тай Уэст. 2011 год.

Уэст из тех авторов, которые волей-неволей двигают жанр вперед. В ходе этого поиска получаются либо маленькие шедевры (как его фильм 2009 года "Дом дьявола"), либо довольно странные, но от этого не менее замечательные эксперименты, вроде картины "Тайны старого отеля". Фильм рассказывает про двух работников некогда шикарного, а сейчас находящегося на грани закрытия, отеля "Yankee Pedlar Inn". По совместительству они еще и охотники за призраками. "Yankee Pedlar Inn" как раз из тех отелей, где последние могут обитать:  много лет назад здесь повесилась одна женщина. Тело ее, по слухам, находится где-то в подвале. Плюс - в отель заезжает престарелая актриса и медиум, впридачу. События развиваются неторопливо, пугает фильм, скорее, своей атмосферой, и ощущения после просмотра будут странные, но останется в памяти он надолго. 

 


“Кровавая жатва”. Александр Ажа. 2003 год.

Обойтись в списке хорроров без хотя бы одного представителя волны "New French Extremity" невозможно. И пусть Александра Ажу сейчас понесло немного в сторону жанровых экспериментов ("Рога", "Девятая жизнь Луи Дракса"), его фильм "Кровавая жатва" - это чистое удовольствие для поклонников ужасов. Маньяк-психопат преследует двух девушек во французской провинции. Это все исходные данные, которые нужно знать перед просмотром. С французского фильм Ажы переводится, как "Высокое напряжение" и проносится он перед зрителем на одном дыхании, соединяя темы любви, ревности и насилия в кровавое месиво.  

 


“Крик”. Уэс Крейвен. 1996 год.

И напоследок еще один фильм Уэса Крэйвена, который в середине 90-х опять умудрился перевернуть с ног на голову каноны жанра и положить начало новой прибыльной франшизе. “Крик” - постмодернистский фильм ужасов, смешной и страшный одновременно. В нем, как и полагается в таком случае, есть куча отсылок к киноклассике, но ценен он тем, что выходит за рамки постмодернистской шутки и говорит серьезные вещи про жанр, зрителя и их взаимодействие. Плюс - история, рассказанная в картине, мастерски сконструирована, и фильм не кажется упражнением на тему. Красивые: Дрю Бэрримор, Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Роуз Макгоуэн, маска убийцы и поп-корн на сковородке. В этом фильме столько прекрасного, что пересматривать его можно всю жизнь. 

 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее