Человек человеку волк. Рецензия на психологический триллер “Оно приходит ночью”
В первую очередь о новом фильме Трея Эдварда Шульца нужно знать то, что перед нами ни в коем случае не хоррор. Трейлер и статья на Википедии говорят об обратном, но это уже проблемы позиционирования. Шульц, как и в своем мощном дебюте 2015 года “Криша”, исследует отношения между людьми, помещая последних в, мягко говоря, напряженные ситуации. В случае его дебюта это была история возвращения 60-летней женщины в лоно сильно разветвленной семьи. Простой с виду сюжет в руках Шульца (и главной актрисы) за неполных полтора часа достигает какой-то мистической, чудовищной степени погружения в мир психически нездорового человека.
В своей второй работе – психологическом триллере “Оно приходит ночью” режиссер расширяет не столько географию, сколько масштаб высказывания.
Дом посреди бескрайнего леса. Окна заколочены, дверь одна и та должна быть постоянно закрыта. На улицу лучше выходить только в масках. Жесткие правила, которые установил глава семьи Пол для своей жены Сары и сына Трэвиса. С ними еще жил отец Сары Бад, но он заразился неизвестной и смертельной болезнью в самом начале фильма и был убит, а потом сожжен. Болезнь охватила всю страну. Люди либо умирают, либо пытаются выжить, убивая друг друга. Отсюда и сложности с правилами.
Однажды ночью в дом проникает мужчина в поисках воды для своей семьи. Пол сначала берет его в плен и проверяет на наличие симптомов болезни. Потом проникается доверием (мужчину зовут Уилл) и едет забирать его жену Ким и их маленького сына Эндрю. Не последнюю роль сыграло наличие у новых знакомых четырех кур и двух коз. Свежие яйца и молоко – редкость в постапокалиптическом мире.
Две семьи объединяются под одной крышей и все вроде бы идет отлично. Но как-то ночью страдающий кошмарами и бессонницей Трэвис слышит шум, спускается ко входной двери и обнаруживает ее открытой. Нарушение безопасности ведет к разрушению и без того хрупкого доверия, возникшего между людьми.
Игнорируя катастрофу национального масштаба, режиссер уступает место метафорической и поэтому не менее глобальной истории про нескольких человек в замкнутом пространстве. Все страшные, классические для фильмов ужасов, моменты происходят за кадром и отражаются разве что в испуганных глазах главных героев. Или на репродукции Босха, что висит в коридоре недалеко от входной двери. И потом: Шульц прекрасно понимает, что иногда непоказанное гораздо страшнее показанного.
На заре своей карьеры будущий режиссер подрабатывал на трех фильмах Терренса Малика: “Древо жизни”, “Путешествие времени” и “Песня за песней”. Собственные работы Шульца не такие абстрактные: в обоих фильмах режиссер высказывается довольно конкретно. Но вот что касается использования в кадре природы, то здесь он многое почерпнул у великого американца. Правда с некоторыми отличиями. В своих фильмах Малик развивает идеи пантеизма. У Шульца же в “Оно приходит ночью” природа таит опасность. Дом Пола хоть и представляет из себя большое, упорядоченное, деревянное строение, но все равно выглядит маленьким хрупким островком в океане зеленого хаоса.
Таким же хаосом видится и внутренний мир Трэвиса – неприметного, скрытого, но все равно центрального персонажа фильма. 17-летний восприимчивый подросток, он явно не может вписать себя в жестокие рамки реального мира. Умом понимая методы своего отца, он тем не менее никак не может их принять. Отсюда и кошмары, которые накапливаясь, постепенно переплетаются с реальностью.
Весь фильм Шульц подводит нас к опустошающему финалу. Здесь нету предательства или преднамеренного убийства. Если совсем конкретизировать жанр картины, то “Оно приходит ночью” – страшная сказка, притча о том, что страх и сомнения (которые приходят ночью) разрушают доверие и съедают душу. Вывод неутешительный и света в конце туннеля Шульц – ко всему прочему и автор сценария, зрителю не дарит.
Режиссер говорил, что во время съемок вдохновлялся “Сиянием” Кубрика, “Ночью живых мертвецов” Джорджа Ромеро и лентами Джона Кассаветиса. Здесь есть всего и по чуть-чуть, но лучше, конечно, не нарушать неустойчивый покой его картины сравнениями с работами классиков. Его фильм, скорее, похож на сериал “Ходячие мертвецы” в его лучшие и давно ушедшие годы. Используя минимальный инвентарь, Шульц говорит о серьезных вещах и преуспевает в этом. Тоже вполне себе достижение.
Автор текста: Мирный Валерий