Человек человеку волк. Рецензия на психологический триллер “Оно приходит ночью”

В первую очередь о новом фильме Трея Эдварда Шульца нужно знать то, что перед нами ни в коем случае не хоррор. Трейлер и статья на Википедии говорят об обратном, но это уже проблемы позиционирования. Шульц, как и в своем мощном дебюте 2015 года “Криша”, исследует отношения между людьми, помещая последних в, мягко говоря, напряженные ситуации. В случае его дебюта это была история возвращения 60-летней женщины в лоно сильно разветвленной семьи. Простой с виду сюжет в руках Шульца (и главной актрисы) за неполных полтора часа достигает какой-то мистической, чудовищной степени погружения в мир психически нездорового человека.

 

 

В своей второй работе – психологическом триллере “Оно приходит ночью” режиссер расширяет не столько географию, сколько масштаб высказывания.

Дом посреди бескрайнего леса. Окна заколочены, дверь одна и та должна быть постоянно закрыта. На улицу лучше выходить только в масках. Жесткие правила, которые установил глава семьи Пол для своей жены Сары и сына Трэвиса. С ними еще жил отец Сары Бад, но он заразился неизвестной и смертельной болезнью в самом начале фильма и был убит, а потом сожжен. Болезнь охватила всю страну. Люди либо умирают, либо пытаются выжить, убивая друг друга. Отсюда и сложности с правилами.

Однажды ночью в дом проникает мужчина в поисках воды для своей семьи. Пол сначала берет его в плен и проверяет на наличие симптомов болезни. Потом проникается доверием (мужчину зовут Уилл) и едет забирать его жену Ким и их маленького сына Эндрю. Не последнюю роль сыграло наличие у новых знакомых четырех кур и двух коз. Свежие яйца и молоко – редкость в постапокалиптическом мире.

 

it_comes_at_night

 

Две семьи объединяются под одной крышей и все вроде бы идет отлично. Но как-то ночью страдающий кошмарами и бессонницей Трэвис слышит шум, спускается ко входной двери и обнаруживает ее открытой. Нарушение безопасности ведет к разрушению и без того хрупкого доверия, возникшего между людьми.

Игнорируя катастрофу национального масштаба, режиссер уступает место метафорической и поэтому не менее глобальной истории про нескольких человек в замкнутом пространстве. Все страшные, классические для фильмов ужасов, моменты происходят за кадром и отражаются разве что в испуганных глазах главных героев. Или на репродукции Босха, что висит в коридоре недалеко от входной двери. И потом: Шульц прекрасно понимает, что иногда непоказанное гораздо страшнее показанного.

На заре своей карьеры будущий режиссер подрабатывал на трех фильмах Терренса Малика: “Древо жизни”, “Путешествие времени” и “Песня за песней”. Собственные работы Шульца не такие абстрактные: в обоих фильмах режиссер высказывается довольно конкретно. Но вот что касается использования в кадре природы, то здесь он многое почерпнул у великого американца. Правда с некоторыми отличиями. В своих фильмах Малик развивает идеи пантеизма. У Шульца же в “Оно приходит ночью” природа таит опасность. Дом Пола хоть и представляет из себя большое, упорядоченное, деревянное строение, но все равно выглядит маленьким хрупким островком в океане зеленого хаоса.

 

it_comes_at_night

 

Таким же хаосом видится и внутренний мир Трэвиса – неприметного, скрытого, но все равно центрального персонажа фильма. 17-летний восприимчивый подросток, он явно не может вписать себя в жестокие рамки реального мира. Умом понимая методы своего отца, он тем не менее никак не может их принять. Отсюда и кошмары, которые накапливаясь, постепенно переплетаются с реальностью.

Весь фильм Шульц подводит нас к опустошающему финалу. Здесь нету предательства или преднамеренного убийства. Если совсем конкретизировать жанр картины, то “Оно приходит ночью” – страшная сказка, притча о том, что страх и сомнения (которые приходят ночью) разрушают доверие и съедают душу. Вывод неутешительный и света в конце туннеля Шульц – ко всему прочему и автор сценария, зрителю не дарит.

Режиссер говорил, что во время съемок вдохновлялся “Сиянием” Кубрика, “Ночью живых мертвецов” Джорджа Ромеро и лентами Джона Кассаветиса. Здесь есть всего и по чуть-чуть, но лучше, конечно, не нарушать неустойчивый покой его картины сравнениями с работами классиков. Его фильм, скорее, похож на сериал “Ходячие мертвецы” в его лучшие и давно ушедшие годы. Используя минимальный инвентарь, Шульц говорит о серьезных вещах и преуспевает в этом. Тоже вполне себе достижение. 

 

it_comes_at_night

 

Автор текста: Мирный Валерий

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее