Десять фильмов про Вторую мировую войну
Лишние слова тут особо не нужны. Девять пунктов, десять фильмов. Партизаны, рядовые солдаты, невинные дети, свои и чужие, несчастная любовь, спасение одного ценой жизни многих, французское Сопротивление и двадцать дней без войны. Разные взгляды на подвиг, на героизм, на жертву. Право на счастье. Ошибки по пути. Список ниже.
“Проверка на дорогах”. Алексей Герман. 1971 год.
Партизанский отряд под командованием бывшего сельского участкового Ивана Локоткова орудует где-то в Псковской области в немецком тылу. В добровольный плен партизанам сдается Александр Лазарев – военнопленный, перешедший на сторону немцев, а сейчас захотевший обратно. Он готов на все, чтобы искупить свою вину. Локотков ему верит, политрук майор Петушков – нет. У отряда закончилась провизия и новой целью становится операция по захвату поезда с продовольствием на контролируемой немцами железнодорожной станции. Это единственный шанс Лазарева доказать свою преданность и искупить вину.
Фильм Германа поднимал вопросы доселе остававшиеся без должного освещения в советском военном кино. А именно - проблему перебежчиков, людей вынужденно или по собственной воле сдавшихся в немецкий плен или перешедших на службу врага. За что и поплатился: “Проверка на дорогах” пролежал на полке до 1985 года. Картина рассказывает не о внешней войне, а о не менее сложной – внутренней. Не реабилитирует, а дает высказаться.
“Летят журавли”. Михаил Калатозов. 1957 год.
Полная противоположность ленте Германа. Если последний говорил о предательстве и доверии, то Калатозов рассказывает о войне через призму романтической и несчастной истории любви. Вероника и Борис любят друг друга и собираются пожениться, но их планам не суждено сбыться: начинается война. Не выдержав разлуки и поддавшись ухаживаниям брата Бориса – Марка, Вероника через некоторое время выходит за него замуж. Время, тем не менее, все расставит по своим местам. Несмотря на тему, фильм не тяготит и оставляет меланхоличное, чуть задумчивое послевкусие. Если это и грусть, то светлая, потому что война окончена и, несмотря на потери, жизнь продолжается.
“Двадцать дней без войны”. Алексей Герман. 1976 год.
Третий фильм Германа и второй, чьи события затрагивают Вторую мировую войну. Фронтовой журналист и писатель Василий Лопатин получает двадцать дней отпуска, отгула, свободы. Он едет в Ташкент, чтобы посмотреть на съемки фильма по своим рассказам, навестить семью погибшего на фронте товарища, познакомиться с Ниной, влюбиться в нее и расстаться, встретить новый 1943 год. Здесь еще нет гиперреализма присущего ленте “Хрусталев, машину!”, но все равно Герман невероятно точен в отображении быта, вагонов поездов, характеров, действительности. Это фильм про двадцать дней без войны, проведенных в стране, которая ведет вынужденную войну. Здесь нет героев или подвигов. Есть короткая передышка и возможность пожить обычной жизнью. Юрий Никулин и Людмила Гурченко сыграли совершенно для себя неожиданные и чуть ли не лучшие роли в карьерах.
“По соображениям совести”. Мел Гибсон. 2016 год.
Возвращение Мела Гибсона в строй после, можно сказать, десятилетнего запрета на профессию. Фильм “По соображениям совести” основан на реальной истории капрала Десмонда Досса – героя войны, отказавшегося по религиозным соображениям брать в руки оружие. Тем не менее, Досс спас жизни 75 человек. Гибсона можно за многое не любить, но умение рассказывать мощные и трогающие до глубины сердца истории у режиссера не отнять. “По соображениям совести” выглядит, как динозавр среди современной кинопродукции, что только играет ему на руку. Режиссер не стесняясь снимает крупными мазками. Ему не всегда удаются моменты из мирной жизни, но когда дело доходит до казармы и испещренного следами от взрывов поля на Богом забытом японском острове – равных Гибсону найти сложно.
“Свои”. Дмитрий Месхиев. 2004 год.
Возможно уже подзабытый фильм некогда перспективного режиссера Месхиева. В августе 1941-го политрук и еврей Лившиц, чекист Анатолий и снайпер Дмитрий Блинов попадают в плен к немцам. Сумев сбежать троица отправляется в деревню Блинова и прячется в сарае его отца - старосты Ивана. Последний - на вид скользкий тип и веру ему особой нет. Тем более за укрытие беглецов расстрел грозит и тому, кто укрывал. Однако Иван оказывается куда честнее, чем о нем думали пленные. В картине, мягко говоря, отличный актерский состав: Хабенский, Гармаш, Анна Михалкова, но правит бал здесь выдающийся Богдан Ступка в роли Ивана. Фильм Месхиева иллюстрирует понятный, но далеко не всегда проговариваемый тезис, что на войне иногда своими оказываются еще вчерашние враги.
“Спасти рядового Райана”. Стивен Спилберг. 1998 год.
В 1998 году Спилберг придумал заново жанр военного кино. Вывел его на небывалую техническую высоту (пять технических “Оскаров” включая режиссерский) и среди череды безупречно снятых сражений, не забыл о гуманистическом посыле: каждая жизнь имеет значение. Небольшой отряд во главе с капитаном Миллером пытается найти рядового Райана – последнего оставшегося в живых брата и сына (из четырех) и отправить его домой, чтобы хоть как-то утешить мать и отца. Райана в составе парашютной дивизии забросили глубоко в тыл врага. Связь с его отрядом потеряна. Фильм Спилберга некоторые критиковали за чересчур жестокое изображение боев, забыв, что режиссер-гуманист таким образом пытается показать, что приносит с собой война. И предостеречь. А так – Тарантино вдохновлялся картиной во время съемок своих “Бесславных ублюдков”, а великий Роберт Олтмэн написал Спилбергу записку с фразой: “Рядовой Райан – невероятный. Лучшее, что я видел”.
“Армия теней”. Жан-Пьер Мельвиль. 1969 год.
Оккупированная Франция 42-43 годов, бойцы Сопротивления устраивают одну успешную операцию против нацистов за другой. Но удача отворачивается от них, когда гестапо берет в заложники дочку одной из участниц движения. Возможно лучший фильм о французском Сопротивлении. Мельвиль и сам был участником движения, поэтому для него это еще и возможность окунуться и воссоздать атмосферу постоянного напряжения и страха перед разоблачением. “Армия теней” – поступательный, подробный, медленный и захватывающий фильм о долге и последствиях выбора. Эпическая трагедия с заведомо обреченными героями.
“Могила светлячков”. Исао Такахата. 1988 год.
За основу здесь взят одноименный и популярный в Японии роман Акиюки Носаки. По нему сняли три экранизации: аниме 1988 года, в 2005-м появился телефильм, а в 2008-м – кинофильм. Нас интересует аниме. Мультипликационная форма придает этой истории глубину, трагичность, трогательность. Уже в конце Второй мировой войны брат (старший) и сестра в результате бомбежки теряют мать. Отец воюет на фронте, поэтому детям придется выживать самим. Поначалу они находят приют у тетки, но та относится к племянникам недружелюбно и дети решают уйти и поселиться в заброшенном убежище на берегу реки. Кроме того, что это одно из лучших аниме, “Могила светлячков” рассказывает о жертвах войны по другую сторону. Они ни в чем не виноваты потому, что прожили слишком мало, чтобы осознать происходящее вокруг.
“Письма с Иводзимы” / ”Флаги наших отцов”. Клинт Иствуд. 2006 год.
Дилогия Иствуда 2006 года – ярчайший пример строгости формы и уважения к истории. Оба фильма рассказывают о боях за остров Иводзима – ключевую позицию на подступах к Японии. “Письма с Иводзимы” – взгляд на события с японской стороны. ”Флаги наших отцов” – соответственно, с американской. Каждую картину Иствуд населяет параллельными линиями, показывая трагедии обычных людей, попавших в ад войны. Со стороны японцев - это пекарь Сайго, копающий траншеи на богом забытом клочке суши. Со стороны американцев – это шестеро солдат, водрузивших флаг на самой высокой точке Иводзимы. Став национальными героями они вместе с известностью получили политиков-паразитов, пытающихся использовать их имена в своих целях. У фильмов разный темп, структура и смысл, но в обоих случаях Иствуд остается честен перед собой и зрителем.
Автор текста: Мирный Валерий