Двенадцать важных фильмов с Мерил Стрип (Meryl Streep): от "Охотника на оленей" до "Часов"
На днях легендарная актриса получила Премию имени Сесиля Б. Де Милля (знаменитого голливудского функционера, чье имя долгое время ассоциировалось с успехом) за вклад в развитие кинематографа и как признание ее выдающихся заслуг. Произошло это во время вручения "Золотых глобусов" (о чем мы писали), но запомнится церемония не лауреатами и не "Глобусом" "за вклад" для Мерил Стрип (на пенсию ее отправлять еще, мягко говоря, рано), а прочувствованной, актуальной и искренней речью, которую актриса произнесла во время получения награды. Ниже специально для тех, кто не видел, или хочет пересмотреть, продублируем ее еще раз.
В ней актриса раскритиковала Дональда Трампа за пародирование в одном из своих многочисленных предвыборных выступлений журналиста с инвалидностью. Кроме прочего, Мерил Стрип напомнила о том насколько важна работа журналистов и, что они должны за допущенные проступки и ошибки не боятся "вызывать власть на ковер". Тем более такую власть. В конце актриса процитировала свою подругу, Кэрри Фишер: "Возьми свое разбитое сердце и сделай из него искусство". Таким образом призвав людей не отчаиваться даже в самые темные времена, быть сильнее насмешек и оскорблений.
В общем, у нас есть, как минимум, два повода оглянуться на карьеру Мерил Стрип. Вспомнить фильмы, в которых она принимала участие и роли, которые сделали Стрип сначала знаменитой, а потом принесли звание "лучшей актрисы своего поколения".
"Холокост". Марвин Чомски. 1978 год.
Роль Ингы Хельм-Вайсс в четырехсерийной теледраме о Холокосте стала для Мерил Стрип первым успехом. Пусть это "телевизор", но, во-первых, здесь обозначилась тяга актрисы к серьезным и социальнозначимым историям, а, во-вторых, участие в фильме Чомски принесло Мерил Стрип ее первую значительную награду - Эмми за лучшую женскую роль. Актрисе на тот момент было 29 лет.
"Охотник на оленей". Майкл Чимино. 1978 год.
Мини-сериал Марвина Чомски был только началом. С тех пор Мерил Стрип было уже не остановить. Понятно, что с ее талантом и умением держать кадр, многие проекты вращались исключительно вокруг актрисы, что имело как свои плюсы, так и минусы. Из последних - некоторые картины запомнились только игрой Мерил Стрип. Картина Майкла Чимино - не то чтобы редкое, но все равно исключение. "Охотник на оленей" - крайне эмоциональный фильм, погружающий в свою атмосферу с первых кадров. Являясь, по сути, мужской историей о влиянии войны на человека, в драме Чимино нашлось место и для нескольких ярких женских персонажей. За свою роль Стрип получила первую (всего их будет 19) номинацию на "Оскар".
"Крамер против Крамера". Роберт Бентон. 1979 год.
Фильм Робертона Бентона очень осторожно проходится по теме развода, что немного разочаровывает, но он подкупает большим мастерством и широким эмоциональным диапазоном. Попросту говоря, "Крамер против Крамера" берет за душу. Ни до ни после Бентон не достигнет подобных высот. Изначально фильм должен был снимать Франсуа Трюффо. Знаменитый француз вроде как уже согласился, но впоследствии отказался из-за занятости на других проектах. Как итог - пять "Оскаров", один из которых по нелепому недоразумению не за главную женскую роль, а за второстепенную. И пусть это первый из трех золотых болванчиков, полученных Мерил Стрип за свою карьеру, но актриса, конечно, заслуживала большего. Она, что называется, не играет, а проживает своего персонажа - решившую найти себя домохозяйку - Джоанну Крамер. Плюс - картина стала важной вехой для второй волны феминизма в США. Здесь стоит уточнить закадровую роль актрисы: ее персонаж был "чересчур злым", поэтому Стрип настояла на внесении изменений в первоначальный вариант сценария. Благодаря ей Джоанна Крамер стала женщиной, состоящей в несчастливом браке и, пытающейся что-то изменить в своей жизни. Появился мотив, а история приобрела человеческое лицо.
"Женщина французского лейтенанта". Карел Рейш. 1981 год.
Официально - первая главная роль Мерил Стрип. Фильм снял классик нового английского кино Карел Рейш ("В субботу вечером, в воскресенье утром", "Такова спортивная жизнь", "Игрок"), сценарий написал будущий Нобелевский лауреат Гарольд Пинтер ("Слуга", "Посредник"), но все равно актриса осталась недовольной своей работой. По словам Стрип, она была недостаточно красива для роли Сары Вудраф, несчастной женщины, которая на свою беду вступила в интимную связь с французским лейтенантом. Тот пообещал жениться на Саре, но в итоге исчез, забрав с собой честную репутацию девушки. Мерил Стрип, конечно, может быть недовольной этой ролью, но для поклонников актрисы она стала подтверждением двух неоспоримых фактов: Стрип идеально воспроизводит акценты (в данном случае британский английский) и, находясь в рамках одного жанра (условно драмы), умудряется выбирать совершенно разные роли, являясь актерским подобием хамелеона.
"Выбор Софи". Алан Пакула. 1982 год.
Официально - роль, сделавшая Мерил Стрип всемирно известной. Когда Уильям Стайрон писал одноименный роман, в его голове Софи должна была сыграть швейцарская сенсация Урсула Андресс (девушка Бонда в "Докторе Ноу"). Алан Пакула планировал пригласить великую Лив Ульман. Стрип достала пиратскую копию сценария и ходила за режиссером по пятам, умоляя его устроить ей прослушивание и взять в фильм. Итог всем известен: первый главный "Оскар" в карьере актрисы, море слез во время просмотра, одна из главных сцен не только в фильмографии Мерил Стрип, но и в американском популярном кино. Плюс - актриса опять удивила своей способностью имитировать акценты. В этот раз - польский.
"Открытки с края бездны". Майк Николс. 1990 год.
Третий совместный фильм Мерил Стрип с режиссером Майком Николсом ("Кто боится Вирджинии Вульф?", "Выпускник"). До этого была биографическая драма про радиацию - "Силквуд" и мелодрама с Джеком Николсоном - "Ревность". "Открытки с края бездны" поставлен по сценарию Кэрри Фишер, написанному по ее же одноименной книге. Картина Николса - идеальный союз автора, режиссера и двух актрис (собственно, Мерил Стрип и Ширли Маклейн). Достаточно редкое явление. Стрип играет актрису в нелегком жизненном периоде: она находится в реабилитационном центре. Маклейн - ее мать, которая приезжает навестить дочь. Она тоже актриса. Понятно, что обе находятся в несколько натянутых отношениях. Про сценарий Фишер говорили, что он частично автобиографичный. Актриса и писатель это отрицала в присущей ей саркастичной манере. "Открытки с края бездны" - немного эксцентричная трагикомедия, тонко обыгрывающая (Николс вообще мастер умной режиссуры), казалось бы, привычный конфликт матери и дочери. Очередная номинация на "Оскар" для Мерил Стрип и лучшая комедийная роль актрисы по состоянию на 1990 год.
"Смерть ей к лицу". Роберт Земекис. 1992 год.
Мастерская черная комедия Роберта Земекиса. Фильм раскритиковали во время выхода, тем не менее, он был обречен на зрительскую любовь. Стрип играет актрису Мэдлин Эштон, находящуюся на пороге старости. Она все еще популярна, но из-за боязни морщин никак не может переключиться на подходящие ей по возрасту роли. В отчаянии Мэдлин выкладывает круглую сумму за эликсир вечной молодости, упуская из виду тот факт, что, кроме тела 20-летней девушки, он "дарит" буквально вечную жизнь. Напарниками Мерил Стрип по съемочной площадке стали Голди Хоун и Брюс Уиллис. Получилось идеальное трио. В фильме Земекиса важно даже не что (сатира на "звездную" жизнь), а как. Возможно, эту легкомысленность ему и не простили критики. "Смерть ей к лицу" местами гомерически смешной фильм, плюс - номинация на "Оскар" за спецэффекты. Картина лишена намека на серьезность, поэтому хвалить Мерил Стрип за смелость в выборе ролей не следует. Просто актриса в очередной раз продемонстрировала свой комедийный талант.
"Мосты округа Мэдисон". Клинт Иствуд. 1995 год.
Производством фильма занималась компания Стивена Спилберга Amblin Entertainment, и знаменитый режиссер на главную женскую роль рассматривал кого угодно только не Мерил Стрип (Шер, Изабелла Росселлини, Джессика Ланг и так далее). Тем не менее, постановщиком картины был Клинт Иствуд, а он всю дорогу держал в уме именно Мерил Стрип. В итоге, у обоих (Иствуд еще снялся в главной мужской роли) получился идеальный экранный дуэт. "Мосты округа Мэдисон" - простой фильм (как и все картины Иствуда), но он затрагивает чуть ли не самые глубинные струны души (как многие картины Иствуда) и доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие от просмотра хорошей в меру сентиментальной драмы про любовь. Десятая номинация на "Оскар" для Мерил Стрип.
"Часы". Стивен Долдри. 2002 год.
События происходят в нескольких временных пластах. В 1923-м Вирджиния Вулф, находясь в состоянии глубокой депрессии, пишет роман "Миссис Дэллоуэй". В 1951-м домохозяйка Лора Браун страдает в несчастливом браке, читает "Миссис Дэллоуэй" и подумывает о самоубийстве. В 2001-м Кларисса Воган заботится о своем умирающем от СПИДа друге-писателе и проживает заново события своего прошлого. Фильм о том, что все связано. Об остальном лучше умолчать, чтобы не потревожить магию и тонкую настройку картины Стивена Долдри ("Билли Эллиот"). Сильнейшее чувство эмпатии и эмоциональной сопричастности создается не только благодаря монтажу, но во многом - красивым, вовлекающим саундтреком, написанным Филипом Глассом. Насчет Мерил Стрип стоит сказать, что она и в зрелом возрасте демонстрирует отличный вкус в выборе ролей. Все герои здесь находятся на распутье, в состоянии эмоциональной раздвоенности, и ее Кларисса - это верх человечности, сопричастности и заботы, пополам с мыслями об упущенных возможностях.
"Дьявол носит Prada". Дэвид Фрэнкел. 2006 год.
Надо смотреть правде в глаза: фильм Дэвида Фрэнкеля - обыкновенная голливудская комедия с элеменатми мелодрамы. Популярным его делает тема (глянец) и игра трех главных актрис. Конечно, в большей мере - Мерил Стрип в роли Миранды Пристли, главреда популярного издания "Runway". Актриса решила не копировать очевидный образ Анны Винтур, а создать с нуля свой, и у нее получился достаточно правдоподобный персонаж. Игра Стрип минималистична, говорит она приглушенно, эмоции (в основном, негативные) передает глазами. В общем, несмотря на абсурдность образа Миранды Пристли, благодаря мастерству Мерил Стрип, ей веришь. Это же мастерство принесло студии Fox миллионы. "Дьявол носит Prada" имеет мало общего с настоящим миром моды, но для актрисы участие в проекте стало возможностью отомстить миру глянца за формирование неправильных ориентиров у девушек.
"Компаньоны". Роберт Олтмен. 2006 год.
Последний фильм легендарного Роберта Олтмена. Как всегда у него за последние несколько десятилетий - ансамблевый. Тут и Вуди Харрельсон, и Томми Ли Джонс, и Кевин Клайн, и Джон К. Рейли, Лили Томлин, Вирджиния Мэдсен и даже Линдсей Лохан. Условно, одна из главных ролей - у Мерил Стрип. Она играет певицу, исполняющую кантри дуэтом со своей сестрой (Томлин). Поет в фильме Стрип не в последний раз: в 2015 году выйдет картина Джонатана Демме "Рики и Флэш" по сценарию Диабло Коуди. "Компаньоны" - под стать 80-летнему классику, неторопливый, простой и глубокий фильм про завершение карьеры, уход, смерть. Однако, картина не несет на себе отпечатка увядания. Это веселый и переполненный жизнью фильм.
"Флоренс Фостер Дженкинс". Стивен Фрирз. 2016 год.
Биографическая лента Стивена Фрирза ("Королева", "Опасные связи") рассказывает историю реальной Флоренс Фостер Дженкинс и ее управляющего Сен Клэр Бэйфилда (Хью Грант). Богатая вдова, она с детсва увлекалась музыкой и пением. Не имея при этом даже намека на слух или певческий талант. Тем не менее, деньги делали свое дело. Дженкинс брала уроки у лучших музыкантов и даже выступала на сцене, вызывая то смех, то жалость, то антропологический интерес. В общем, богатый материал для смелой актрисы. Мерил Стрип, как и в предыдущих фильмах, не играет, а проживает своего персонажа. В случае с Дженкинс, со всей самоотверженностью. Плюс - актриса добавила еще один фильм в копилку своих эксцентричных проектов (среди них, например, "Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту"). Учитывая, что за свою карьеру Стрип сыграла все возможные оттенки драмы, выбор на седьмом десятке нескольких странных, комичных персонажей, более чем понятен.
Автор текста: Мирный Валерий