"Игра Джеральда": психотерапия со связанными руками. Рецензия на еще одну экранизацию Стивена Кинга

Хорошо быть поклонником Стивена Кинга в сентябре 2017 года. Мысль хоть и простая, но от этого не менее радостная. Голливуд к наследию великого писателя обращался часто, но что-то хорошее из этого получалось редко. И буквально летом ничто не предвещало такого ренессанса, как сейчас: сериал по новелле "Туман" провалился, еще один по роману "Мистер Мерседес" вышел неплохим, но проблема в том, что первоисточник - одноименный роман Кинга слабоват. Экранизацию "Темной башни" лучше вообще не вспоминать. 

Фокус в том, что книги Кинга только кажутся легкой мишенью для адаптации: они вроде как просты, кинематографичны, наполнены персонажами, вызывающими эмпатию. На деле все обстоит совершенно иначе. Писатель зачастую говорит простым языком о сложных, социально значимых вещах, многие нюансы в его романах спрятаны между строк, а кинематографичность норовит ускользнуть, как только строчку из текста пытаются сделать кадром в фильме.  

Тем не менее иногда все складывается удачно. Так получилось с фильмом "Оно" - первой частью одноименной дилогии, которая всего за три недели стала самым кассовым хоррором в истории кинематографа. То же самое произошло и с картиной Майка Флэнегана "Игра Джеральда", поставленной по гораздо более скромному, чем роман "Оно", но парадоксальным образом такому же сложному по части киноадаптации. 

 

 

Наше время. Супружеская пара, Джеральд и Джесси, собирается за город. Она среди прочего берет сексуальную ночнушку, он - пару настоящих полицейских наручников. Следующий кадр - красная машина мчится по дороге. Вокруг лесная глушь. На подъезде к дому они чуть не сбивают собаку - гигантскую овчарку, явно потерявшуюся и оголодавшую. 

Дом у озера. В доме полный холодильник, тишина, свежая постель, идиллия. Не откладывая на потом основную цель своего визита, Джеральд принимает виагру и приковавыет наручниками к кровати свою жену. Та сначала просто нервничает, потом слабо сопротивляется, а в конце отталкивает мужа и требует прекратить неприятную ей игру. Джеральд растерян, рассержен. Начинается ссора, из которой мы понимаем, что приехали они в загородный дом, чтобы попытаться перезапустить свою интимную жизнь, но из этого ничего не получается, потому что у мужа Джесси, кажется, замашки насильника. 

На самом интересном месте ссора прерывается сердечным приступом и моментальной смертью Джеральда. Но грустно не это, а то, что он не успел снять со своей жены наручники. Джесси остается одна в огромном доме, с мертвым мужем, лежащем на полу. Вокруг на несколько километров ни души.  

 

geralds-game

 

Здесь и начинаются сложности с экранизацией романа "Игра Джеральда": надо сделать так, чтобы полтора часа экранного времени в одной комнате с одной актрисой смотрелись интересно и не скучно. Флэнеган решил, что все гениальное просто и продолжил ссору Джесси и Джеральда после смерти последнего. В романе все происходит у Джесси в голове, вся книга - это игра ее воображения. В фильме тоже, и здесь режиссер подчинил себе некоторые особенности кинематографа: мы видим на экране то, что происходит у Джесси в голове. 

Продолжается диалог с мужем, к нему подключается вторая Джесси - сильная и уверенная в себе женщина. Воображаемый Джеральд тянет настоящую Джесси назад, говорит, что все кончено, пугает призраками и смертью. Воображаемая Джесси взывает к разуму и инстинкту выживания. Оба проводят экстремальный сеанс психотерапии, из которого мы узнаем о прошлом Джесси и о причинах, по которым она вышла замуж за скрытого насильника. 

В какой-то момент разговор выйдет за рамки отдельно взятой, печальной истории и шагнет на территорию проблем объективации и насилия над женщинами, к которым Кинг в своем творчестве часто обращается. Взять тот же роман (и фильм) "Оно". В случае с "Игрой Джеральда" писатель решил поднять вопрос с тремя восклицательыми знаками в конце. Режиссер Флэнеган умело подхватил эту идею и построил вокруг нее весь свой фильм. 

Конечно, здесь иногда пробивается "кинговская" жуть. Особенно ближе к ночи. А несколько фраз Джеральда о двери в потусторонний мир, которая открывается когда человек остается наедине, вызывают мурашки по коже, но обманываться не надо: фильм "Игра Джеральда" про других монстров. Не тех, которые прячутся под кроватью или ждут по ту сторону реальности, а тех, которые ближе всего - людях. 

Майк Фланэган в своем творчестве с успехом обращался и к теме монстров под кроватью ("Окулус", "Уиджи. Проклятие доски дьявола"), и к теме монстров, которые ближе ("Тишина"), поэтому ему с легкостью удается и намек на мистику, и остросоциальный триллер. Тем более в первом случае ему помогает Карел Стрейкен, игравший Гиганта и Пожарника в "Твин Пиксе". А во втором - гармоничный и намеренно сексуальный (их самих хочется объективировать) дуэт Карлы Гуджино и Брюса Гринвуда. 

Небольшие проблемы возникают в конце, когда остросоциальный триллер становится остросоциальным высказыванием. Флэнегана подводит желание поставить точку вместо троеточия. Не первый раз в его карьере, надо сказать: хороший фильм "Сомния" испортил именно такой финал, когда режиссер вдруг захотел все объяснить еще подробнее. "Игра Джеральда" - картина другого порядка и так просто ее не испортить, но из того, что могло бы получится отличным кинофильмом, получился отличный телефильм. Разница вроде не очень большая, но принципиальная. Как наручники, купленные либо в секс-шопе, либо настоящие - полицейские. 

 

geralds-game

 

Автор текста: Мирный Валерий

22.11.2024
Після того як було оголошено повернення Роберта Дауні-молодшого у кіновсесвіт Marvel в ролі нового головного поганця Доктора Дума історія про скасування Джонатана Мейджорса та про його колишню важливу...
Далее
22.11.2024
Дж. Дж. Абрамса повертається до режисури. Останній фільм, що зняв американець датовано 2019 роком. Це був "Зоряні війни: Скайвокер. Сходження", який завершив новітню трилогію не на найкращій ноті, про...
Далее
22.11.2024
Опубліковано трейлер мультфільму "Еліо" — нової оригінальної роботи анімаційної студії Pixar. Оригінальної означає, що "Еліо" не є частиною франшизи, як цьогорічний "Думками навиворіт 2" чи запланован...
Далее