Канны-2017: Золотая пальмовая ветвь досталась картине, высмеивающей политкорректность

В противовес прошлому году, когда впечатления от сильного конкурса были испорчены противоречивыми решениями жюри, в 2017-м мнение Педро Альмодовара и компании совпали с мнением критиков и зрителей. Почти. В первую очередь следует сказать, что Золотая пальмовая ветвь досталась картине Рубена Эстлунда "Квадрат" - изобретательной и мощной сатире, высмеивающей пороки современного европейского общества. В частности, лицемерие и политкорректность. Если вкратце, то фильм рассказывает о кураторе музея современного искусства в Стокгольме, Кристиане, столкнувшемся с неожиданными проблемами и вызовами.  

 

Ruben-Ostlund

 

Рубен Эстлунд известен широкой публике благодаря своей прошлой работе - концептуальной семейной драме "Форс-мажор". В той картине Эстлунд точно так же создавал ситуацию, которая давала повод поговорить о браке. "Квадрат" приняли, в основном, положительно, но никто не предполагал, что фильм возьмет Золотую пальму. Разгадка кроется в принципе, которым руководствовался Альмодовар. Как глава жюри он мог единолично присудить главный приз фестиваля и тогда победу одержала бы драма Робена Кампийо "120 ударов в минуту", рассказывающая об активистах группы "Act-Up Paris" и их борьбе с равнодушием властей к проблеме ВИЧ/СПИДа в Париже начала 90-х. Фильм Кампийо (его прошлая картина "Мальчики с Востока" получил главную награду в секции "Горизонты" Венецианского кинофестиваля) смешивает серьезную остросоциальную дискуссию с личной драмой. "120 ударов в минуту" был одним из главных претендентов на Пальму. По крайней мере, его таковым считали. Но Альмодовар поставил во главу угла демократию: решения принимались голосованием всех членов жюри. Таким образом, большую часть голосов получила работа Эстлунда "Квадрат", а Кампийо взял второй по значимости приз фестиваля - Гран-при. 

Лучшим режиссером стала София Коппола. Дочь своего отца привезла в Канны триллер с элементами южной готики и сатиры - "Обманутый". Фильм приглянулся многим мастерской работой с жанрами и отличной актерской игрой (особенно Николь Кидман, Эль Фаннинг и Кирстен Данст). К слову, это вторая подобная награда, присужденная режиссеру-женщине, за всю историю фестиваля. Последний раз приз за лучшую режиссуру получила Юлия Солнцева за "Повесть пламенных лет" в 1961 году. 

 

beguilded

 

Приз жюри получил Андрей Звягинцев за фильм "Нелюбовь". Картина открывала смотр, задала ему настроение и, как впоследствии выяснилось, обозначила сквозную тему - семейные отношения на фоне социальных (и не только) потрясений. Судя по отзывам, это чуть ли не лучший фильм режиссера. Некоторые упрекали Звягинцева за очередную спекуляцию на больных для России темах и поверхностное цитирование Тарковского, но здесь лучше каждому составить свое мнение. 

Лучшим актером стал Хоакин Феникс за роль бывшего военного в новой картине Линн Рэмси "Ты никогда здесь не был". Фильм Рэмси показали в самом конце фестиваля и, несмотря на то, что картина еще не совсем закончена, "Ты никогда здесь не был" получил восторженные отзывы критиков и зрителей. И сразу стал одним из основных претендентов на призы. Кроме актерской награды Фениксу, Линн Рэмси получила приз за лучший сценарий. Свою награду она разделила с Йоргосом Лантимосом. Последний получил приз за сценариий психологического хоррора пополам с античной драмой - "Убийство священного оленя". 

 

you-were-never-here

 

Лучшей актрисой стала Диана Крюгер за свою работу в фильме Фатиха Акина "Из ниоткуда". Картину про женщину, потерявшую в результате теракта свою семью, приняли прохладно, но выдающуюся игру Крюгер заметили и оценили. 

Николь Кидман получила юбилейную премию в честь 70-летия фестиваля. Красивый жест, учитывая, что актриса сыграла в двух фильмах основного конкурса ("Обманутый", "Убийство священного оленя"), показанном в Каннах втором сезоне сериала "Вершина озера" и новом фильме Джона Камерона Митчелла "Как разговаривать с девушками на вечеринках". В прошлом подобную премию получал, например, Лукино Висконти (1971 год, "Смерть в Венеции").

Понятно, что не все картины, отмеченные критиками и зрителями, получили награды. Это особенность Канн. Приятная или нет - неважно. Главное, что она каждый год вызывает дискуссии. Так, новый фильм южнокорейского классика Хон Сан-су "Следующий день" - зрительский фаворит, остался совсем без наград. Точно так же, как мощный "Вестерн" Валешки Гризебах, показанный в Особом взгляде. Или "Теснота" Кантемира Балагова. Хотя последний получил награду "ФИПРЕССИ" - международного сообщества кинокритиков. Что приятно. Главное - в конце жюри вернуло фестивалю магию кино. Это чувствовалось во время церемонии награждения. Особых сюрпризов конкурс не принес, несколько раз поступала информация о "минировании", фильм-открытие ("Призраки Исмаэля" Арно Деплешена) на эту роль точно не подходил: то есть с магией всю дорогу были проблемы. Альмодовар и компания в конце все поправили. 

 

bpm-beats-per-minute

 

Автор текста: Мирный Валерий  

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее