Канны-2017: Золотая пальмовая ветвь досталась картине, высмеивающей политкорректность

В противовес прошлому году, когда впечатления от сильного конкурса были испорчены противоречивыми решениями жюри, в 2017-м мнение Педро Альмодовара и компании совпали с мнением критиков и зрителей. Почти. В первую очередь следует сказать, что Золотая пальмовая ветвь досталась картине Рубена Эстлунда "Квадрат" - изобретательной и мощной сатире, высмеивающей пороки современного европейского общества. В частности, лицемерие и политкорректность. Если вкратце, то фильм рассказывает о кураторе музея современного искусства в Стокгольме, Кристиане, столкнувшемся с неожиданными проблемами и вызовами.  

 

Ruben-Ostlund

 

Рубен Эстлунд известен широкой публике благодаря своей прошлой работе - концептуальной семейной драме "Форс-мажор". В той картине Эстлунд точно так же создавал ситуацию, которая давала повод поговорить о браке. "Квадрат" приняли, в основном, положительно, но никто не предполагал, что фильм возьмет Золотую пальму. Разгадка кроется в принципе, которым руководствовался Альмодовар. Как глава жюри он мог единолично присудить главный приз фестиваля и тогда победу одержала бы драма Робена Кампийо "120 ударов в минуту", рассказывающая об активистах группы "Act-Up Paris" и их борьбе с равнодушием властей к проблеме ВИЧ/СПИДа в Париже начала 90-х. Фильм Кампийо (его прошлая картина "Мальчики с Востока" получил главную награду в секции "Горизонты" Венецианского кинофестиваля) смешивает серьезную остросоциальную дискуссию с личной драмой. "120 ударов в минуту" был одним из главных претендентов на Пальму. По крайней мере, его таковым считали. Но Альмодовар поставил во главу угла демократию: решения принимались голосованием всех членов жюри. Таким образом, большую часть голосов получила работа Эстлунда "Квадрат", а Кампийо взял второй по значимости приз фестиваля - Гран-при. 

Лучшим режиссером стала София Коппола. Дочь своего отца привезла в Канны триллер с элементами южной готики и сатиры - "Обманутый". Фильм приглянулся многим мастерской работой с жанрами и отличной актерской игрой (особенно Николь Кидман, Эль Фаннинг и Кирстен Данст). К слову, это вторая подобная награда, присужденная режиссеру-женщине, за всю историю фестиваля. Последний раз приз за лучшую режиссуру получила Юлия Солнцева за "Повесть пламенных лет" в 1961 году. 

 

beguilded

 

Приз жюри получил Андрей Звягинцев за фильм "Нелюбовь". Картина открывала смотр, задала ему настроение и, как впоследствии выяснилось, обозначила сквозную тему - семейные отношения на фоне социальных (и не только) потрясений. Судя по отзывам, это чуть ли не лучший фильм режиссера. Некоторые упрекали Звягинцева за очередную спекуляцию на больных для России темах и поверхностное цитирование Тарковского, но здесь лучше каждому составить свое мнение. 

Лучшим актером стал Хоакин Феникс за роль бывшего военного в новой картине Линн Рэмси "Ты никогда здесь не был". Фильм Рэмси показали в самом конце фестиваля и, несмотря на то, что картина еще не совсем закончена, "Ты никогда здесь не был" получил восторженные отзывы критиков и зрителей. И сразу стал одним из основных претендентов на призы. Кроме актерской награды Фениксу, Линн Рэмси получила приз за лучший сценарий. Свою награду она разделила с Йоргосом Лантимосом. Последний получил приз за сценариий психологического хоррора пополам с античной драмой - "Убийство священного оленя". 

 

you-were-never-here

 

Лучшей актрисой стала Диана Крюгер за свою работу в фильме Фатиха Акина "Из ниоткуда". Картину про женщину, потерявшую в результате теракта свою семью, приняли прохладно, но выдающуюся игру Крюгер заметили и оценили. 

Николь Кидман получила юбилейную премию в честь 70-летия фестиваля. Красивый жест, учитывая, что актриса сыграла в двух фильмах основного конкурса ("Обманутый", "Убийство священного оленя"), показанном в Каннах втором сезоне сериала "Вершина озера" и новом фильме Джона Камерона Митчелла "Как разговаривать с девушками на вечеринках". В прошлом подобную премию получал, например, Лукино Висконти (1971 год, "Смерть в Венеции").

Понятно, что не все картины, отмеченные критиками и зрителями, получили награды. Это особенность Канн. Приятная или нет - неважно. Главное, что она каждый год вызывает дискуссии. Так, новый фильм южнокорейского классика Хон Сан-су "Следующий день" - зрительский фаворит, остался совсем без наград. Точно так же, как мощный "Вестерн" Валешки Гризебах, показанный в Особом взгляде. Или "Теснота" Кантемира Балагова. Хотя последний получил награду "ФИПРЕССИ" - международного сообщества кинокритиков. Что приятно. Главное - в конце жюри вернуло фестивалю магию кино. Это чувствовалось во время церемонии награждения. Особых сюрпризов конкурс не принес, несколько раз поступала информация о "минировании", фильм-открытие ("Призраки Исмаэля" Арно Деплешена) на эту роль точно не подходил: то есть с магией всю дорогу были проблемы. Альмодовар и компания в конце все поправили. 

 

bpm-beats-per-minute

 

Автор текста: Мирный Валерий  

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее