“Капитан Фантастик”: семейная мелодрама с Вигго Мортенсеном

Дремучие леса где-то на северо-западном побережье Тихого океана. В вигваме вдали от цивилизации живет семья: отец, его зовут Бен Кэш, и шестеро детей (два взрослых сына, две взрослые дочери и две девочки до десяти лет). Несмотря на, казалось бы, дикую жизнь, у них расписан каждый день: утром физические нагрузки, иногда скалолазание, вечером чтение Достоевского, Набокова, Джареда Даймонда, книг по теории струн Брайана Грина и коллективное обсуждение прочитанного. Еще – охота потому, что в пищу принимается только то, что добыл сам. Иногда они играют на музыкальных инструментах, часто слушают классику. Есть огород. Старший сын, Бодеван, знает шесть языков, включая японский. Весь этот рай на земле Бен Кэш построил вместе со своей женой, Лесли, страдающей биполярным расстройством. Она накануне уехала назад в цивилизацию, чтобы быть под присмотром врачей в период особенно острого приступа депрессии.

Во время редкой вылазки к ближайшему бару с телефоном Бен узнает, что его жена покончила с собой. Встает вопрос поездки на похороны. Проблема в том, что не все родственники принимают и поддерживают отказ от цивилизации семьи Бена. Отношения здесь варьируются от напряженного терпения (сестра Лесли) до полного отрицания (отец Лесли). А учитывая, что последний грозится засадить Бена в тюрьму, если тот появится на похоронах, поездка через всю страну, чтобы проститься с женой и матерью становится еще более рискованной. Тем не менее, Бен принимает решение ехать.

 

 

К своему второму полноценному фильму Мэтт Росс, актер с амбициями режиссера, нащупал жилу популярного американского независимого кино. “Капитан Фантастик” идеально вписывается в один ряд, где-то между безобидной “Маленькой мисс Счастье” и жестокой “Зимней костью”, что, однако, не делает фильм менее уникальным и заслуживающим внимания. Картина Росса это роуд-муви, которое начинается как социальное высказывание, в середине становится трагикомедией, а под конец семейной мелодрамой. В этом кроется и уязвимость фильма и его несомненные достоинства.

 

 

Самым слабым (и по сути единственным таковым) местом "Капитана" становится его сценарий. Как только мы настраиваемся на серьезный разговор о проблемах современного общества и тотальный эскапизм (а жизнь и воспитание детей в лесу это довольно радикальный метод), как способ эти проблемы избежать, нам предлагают переключиться на трагикомедию о столкновении очень умных, но диковатых “королей философии” с этим самым обществом. Из столкновения получается много шуток и забавных ситуаций, от удачных до не очень. И пускай: в конце концов, это законы жанра. Проблемы появляются в третьем акте, на стадии семейной мелодрамы, которая старается перечеркнуть все предыдущие достижения фильма Росса.

Здесь, во-первых, резко меняется ритм. Во-вторых, становится довольно трудно уследить за логикой Бена. Пятнадцать минут назад он цитировал Ноама Хомского и гордо (и успешно) доказывал превосходство своего метода воспитания детей над методами сестры Лесли. После чего он совершает поступки, прямо противоречащие его, казалось бы, непоколебимым убеждениям. И это тот случай, когда Мэтт Росс – режиссер сильнее Мэтта Росса – сценариста. Нарратив здесь становится схематичным и топорным из-за желания поскорее ответить на вопрос: “Можно ли растить детей вдали от соблазнов и пороков общества, не спросив у самих детей, хотят ли они этого?” Только вопрос это риторический и отвечать на него прямо нельзя. Росс, кажется, понимает это, но слишком поздно. Под конец “Капитан Фантастик” превращается в трогательный компромисс.

 

 

И поэтому главной ценностью фильма становятся его персонажи и отношения, та самая химия, между ними. Вигго Мотренсен в роли Бена Кэша строг и бескомпромиссен, что особенно проявляется в первой, лесной, части. Но его аргументам тяжело что-то противопоставить и, потом, герой Мотренсена со временем раскрывается: он справедлив, находчив и способен слушать не только себя. Хороший пример его взаимоотношений с детьми – день Ноама Хомского, который Бен внезапно устраивает вместо презираемого Рождества. Отлично подобраны актеры на детские роли. Учитывая, что фильм начинается с места в карьер, их персонажи все-равно сразу вызывают чувство участия. Для каждого здесь нашлась своя отдельная история и именно в отношениях детей с отцом кроятся ответы на все вопросы, задаваемые картиной.

“Капитан Фантастик” в лучшие свои моменты умело балансирует на грани социальной критики и семейной драмы, трагедии и комедии. Здесь есть угроза мироустройству семейства Бена в лице отца Лесли (мощный выход Фрэнка Ланджеллы). Вот только главная угроза, как оказалось, исходит не от него, а от самого Мэтта Росса. Режиссер, с самыми благими намерениями, не оставляет зрителю выбора и делает выводы за него. 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

Фильм “Капитан Фантастик” можно будет посмотреть с 25 августа в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее