"Квадрат": Примат искусства. Рецензия на обладателя Золотой пальмовой ветви Канн-2017

В прокат выходит фильм "Квадрат" - пятая картина шведа Рубена Эстлунда, удостоенная Золота Канн в мае этого года и в то же время продолжение педантичного и немного отстраненного исследования режиссером современного европейского общества. И даже конкретнее - родного ему шведского общества. Продолжение, потому что в своей прошлой работе - драме "Форс-мажор", Эстлунд прошелся по шведской семье, а в позапрошлой - криминальной ленте "Игра" поднял тему мигрантов и проблемы адаптации шведского общества к их появлению.  

Педантичного и немного отстраненного - потому что в своих фильмах Эстлунд создает конструкцию не драматическую, а идейную, в рамках которой действуют его герои. Поэтому их поступки не всегда логичны, а взгляд режиссера кажется отстраненным. Опять же он не сопереживает, но исследует.  

 

 

Итак, в кадре Кристиан - мужчина примерно сорока лет, куратор Музея соврменного искусства в Стокгольме, обладатель Теслы, ловелас и, как уже ясно, - представитель высшей ступени среднего класса. В самом начале фильма у Кристиана воруют телефон и кошелек. Отследив мобильный через приложение, они с ассистентом едут в бедный район города к одной многоэтажке. Не зная в какой квартире живет вор, ребята не придумывают ничего лучшего, чем раскидать во все почтовые ящики объявление с требованием вернуть краденные вещи. Таким образом, они уравнивают всех со всеми. 

Параллельно у Кристана запланирована большая и важная выставка. Ключевым объектом стал Квадрат - вырезанный участок пола, в котором, по задумке художницы, царит взаимопомощь, доверие, доброта и любовь. Вообще львиная часть выставки направлена на прославление толерантности и политической корректности. 

"Квадрат" надо рекламировать, но отсутствие конфликта внутри его идеи ставит маркетологов в тупик: чтобы заставить публику прийти в музей, нужно выставить что-то позубастее политкорректности. Поэтому группа "пиарщиков" придумывает совершенно безумный ролик, который переворачивает с ног на голову саму идею Квадрата. В ролике белая нищая девочка заходит внутрь прямоугольника и взрывается. Для полноты картины на руках у нее котенок. Внимание прессы обеспечено. 

Между делом у Кристиана берет интервью приезжая американская журналистка Анна. У них закручивается интрижка. В квартире у Анны живет обезьяна. За Кристианом начинает охоту мальчик, которого родители обвинили в воровстве после того, как прочли его объявление о краже телефона и кошелька. Все эти события закручиваются в совершенно бредовый, сюрреалистичный клубок, кульминацией которого становится нападение человека-гориллы.

 

the-square

 

Забыв, что политкорректность отнюдь не беззубая практика, Кристиан постоянно сталкивается с последствиями ее существования. Или нарушения ее неписанных правил. Весь фильм Эстлунда, будучи по своей сути сатирой, состоит из неловких моментов. Глупые вопросы журналистки, сцена их секса с Кристианом и нелепейший, и очень смешной спор по поводу использованного презерватива, макака в ее квартире, странный ребенок, требующий извинений, куча наглых нищих на улицах города и взаимодействие с ними - все это является в той или иной степени следствием нарушения общественного закона, когда одни хоть и не замечают других, но относятся друг к другу с равнодушным и неискренним уважением. 

Периодически действия на экране рифмуются с музейными экспонатами, выстраивая логическую связь между пустотой современного искусства, обязанностью его воспринимать, строгостью диктата политкорректности и правдой жизни. Показательных и мощнейших моментов здесь несколько. Первый - сцена ссоры Кристиана и Анны на фоне постоянно разрушающейся конструкции из стульев в Музее современного искусства. Нелепый разговор двух человек перебивается грохотом падающей мебели и от этого становится еще более нелепым.

Второй - с человеком-гориллой на званном ужине: в одном торжественном зале собрались представители высшего общества, спонсоры музея, миллионеры, коллекционеры и так далее и туда же в зал впустили актера, изображающего обезьяну. Предварительно всем сообщили, что они находятся в джунглях и что не нужно показывать страх, ибо животные это чувствуют. То ли посередине перфоманса-эсперимента что-то пошло нет так, то ли это было задумано, но актер увлекся своей ролью и стал буквально нападать на людей. Кульминацией его выступления стала попытка изнасилования женщины и массовое побоище, которое устроили мужчины после некоторой заминки. 

Эстлунд здесь, скорее всего, высмеивает иррациональный страх шведов перед русскими: актера, изображающего примата, зовут Олег (так его представляет Кристиан). Наблюдать как весь зал с замиранием сердца, и постепенно сменяя улыбки на неловкие гримасы, следит за движениями Олега - отдельное удовольствие. И отдельный напряженный короткометражный фильм и социальный эксперимент. 

Правда жизни в "Квадрате" показана в одной из первых сцен. Это момент, когда у Кристиана воруют телефон. Смысла и глубины в нем больше, чем во всей музейной выставке. Только поймет это горе-куратор в самом конце истории.  

Фильм Рубена Эстлунда, как и любое концептуальное произведение, притворяющееся художественным, в некоторые моменты страдает от структурной рыхлости и нечеткости. А финальная попытка встроить Кристиана в некое подобие моральных рамок смотрится искусственней Музея современного искусства. Свою истинную мощь фильм "Квадрат" обретает, когда перестает притворяться сказкой со счастливым концом, а выпрямляется во весь сюрреалистический рост сатиры на мир, в котором на многие проблемы вежливо закрываются глаза, а люди не могут нормально поговорить друг с другом. Благо в таком виде он существует большую часть своего внушительного хронометража. 

Начинается картина сносом памятника перед королевским дворцом, который теперь будет музеем. Это метафора перемен, но не угрюмого прошлого на светлое будущее, а насыщенного прошлого на скучную симметрию квадрата. Режиссер Эстлунд, будучи умным и талантливым сатириком, об этом смело сигнализирует. 

 

the-square

 

Автор текста: Мирный Валерий

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее