"Ла-Ла Ленд": амбициозный мюзикл про любовь и мечты в Голливуде
Лос-Анджелес. Наше время. На местной объездной дороге пробка, и люди решают развлечь себя песней и танцем. Во всеобщей кутерьме едва заметным остается “знакомство” недовольного мужчины за рулем Кадиллака и невнимательной девушки за рулем "Приуса": она погрузилась в изучение текста для очередных проб и не тронулась с места, когда подошло время, он зло сигналил, объезжая ее машину. Собственно, все знакомство ограничилось средним пальцем из окна “Приуса”. Дальше Миа (так зовут девушку и она начинающая актриса) поехала на работу в кофейню, а Себастиан (так зовут парня и он музыкант) отправился сначала грустить к легендарному джазовому клубу, который теперь превратили в заведение с сальсой и тако, а потом домой – к нераспакованным коробкам и неоплаченным счетам. Позже они встретятся еще один раз, а потом еще. Пока не влюбятся.
“Ла-Ла Ленд” не первый мюзикл в карьере режиссера и сценариста Дэмиена Шазелла. Его дебютной работой был фильм “Гай и Мэдлин на скамейке в парке” – тоже любовная история под джазовый аккомпанемент, в которой увлечение режиссера музыкой более гармонично уживалось с его же увлечением кинематографом. Известный факт, что Шазелл в молодости хотел стать барабанщиком, но выбрал кино из-за отсутствия необходимых музыкальных способностей.
“Ла-Ла Ленд” режиссер задумал сразу после выхода “Гая и Мэдлин”, еще в 2010 году, и попытался в своем новом фильме убить сразу двух зайцев. Во-первых, сделать реверанс в сторону Золотого века Голливуда. Здесь на помощь приходят плакаты и фотообои в комнате Мии, упоминание героями “Касабланки” и прямые цитаты из классики. Двумя первыми способами уже давно брезгуют и менее именитые режиссеры, а что касается цитат, то единственная удачная и изящная находка здесь – рифма с “Бунтарем без идеала” Николаса Рэя. Она, кстати, отлично смотрелась бы и отдельно от фильма.
На одних цитатах далеко не уедешь, поэтому Шазелл поставил перед собой задачу соединить классику с современностью. Чисто технически это сделано с помощью Кадиллака у Себастиана, как будто существующих в двух эпохах костюмов, ретро фонарей и чечетки – с одной стороны. И “Приуса” Мии, хипстерской кофейни, Джона Лендженда и айфонов – с другой. Здесь Шазелл совсем провалился: новому поколению нет никакого дела до киноклассики, и новую локацию, в данном случае обсерваторию Гриффита на Голливудских холмах, они будут ассоциировать исключительно с “Ла-Ла Лендом”. Костюмы выглядят блекло и зачастую безвкусно. Откуда и зачем достали Джона Ледженда – отдельный вопрос. Вообще один из главных смысловых провалов фильма – глупый тезис о том, что джаз умирает. И что его нужно спасать с помощью того кошмара, который играл в фильме Ледженд.
Первая треть “Ла-Ла Ленда” – мюзикл с нарочито расслабленными танцевальными номерами и аморфной любовной историей. По большому счету, единственный недостаток здесь – это ожидание, что вот-вот начнется настоящая история. Ее не будет. Эмма Стоун играет как в последний раз и вытягивает на себе все сцены, в которых появляется. Райан Гослинг – отличный актер, но он сильно зависит от материала. Если, например, роль в “Драйве” Рефна была создана для Гослинга, то в мюзикле про любовь и мечты его скованная мимика немного не к месту.
Дальше Шазелл отбрасывает танцы и пытается взять серьезный тон. И тут режиссер то ли торопится, то ли попросту не умеет работать с несколькими жанрами сразу. Резко и далеко не в лучшую сторону меняется ритм, важные для сюжета линии оказываются проваленными (тот же несчастный Джон Ледженд), плюс – местами Шазеллу, на удивление, изменяет вкус.
В сухом остатке единственная эмоция, которая может возникнуть после просмотра фильма – умиление. Учитывая потраченные деньги, хронометраж, двух звезд в главных ролях и ворох цитат из классики, это явно не то, на что рассчитывал режиссер. Нужно сразу уточнить, что мюзикл “Ла-Ла Ленд” ни в коем случае не возрождает жанр. Здесь провалился даже более маститый Роб Маршалл с безупречной адаптацией классики – “Чикаго”. Причина проста – нельзя воскресить то, что давно умерло. Никакие “Оскары” (а Шазелл, к сожалению, свои получит) этого не сделают.
Возможно, проблема в том, что если в “Одержимости” режиссер говорил про обратную, темную сторону амбиций, то в “Ла-Ла Ленде” он вынес их за скобки, сам решив поставить Большой Мюзикл. Потерял баланс между вкусом, скромностью и любовью к кино. Встал на темную сторону силы. Самое грустное, что мотивы у Шазелла были искренними, но в “Ла-Ла Ленде” этой искренности не видно. В его первых двух фильмах конфликт несостоявшегося музыканта и талантливого режиссера был под контролем и принес свои плоды. Третья картина поглотила его целиком, трансформировав конфликт в комплекс неполноценности.
Автор текста: Мирный Валерий