"Ла-Ла Ленд": амбициозный мюзикл про любовь и мечты в Голливуде

Лос-Анджелес. Наше время. На местной объездной дороге пробка, и люди решают развлечь себя песней и танцем. Во всеобщей кутерьме едва заметным остается “знакомство” недовольного мужчины за рулем Кадиллака и невнимательной девушки за рулем "Приуса": она погрузилась в изучение текста для очередных проб и не тронулась с места, когда подошло время, он зло сигналил, объезжая ее машину. Собственно, все знакомство ограничилось средним пальцем из окна “Приуса”. Дальше Миа (так зовут девушку и она начинающая актриса) поехала на работу в кофейню, а Себастиан (так зовут парня и он музыкант) отправился сначала грустить к легендарному джазовому клубу, который теперь превратили в заведение с сальсой и тако, а потом домой – к нераспакованным коробкам и неоплаченным счетам. Позже они встретятся еще один раз, а потом еще. Пока не влюбятся.

 

 

“Ла-Ла Ленд” не первый мюзикл в карьере режиссера и сценариста Дэмиена Шазелла. Его дебютной работой был фильм “Гай и Мэдлин на скамейке в парке” – тоже любовная история под джазовый аккомпанемент, в которой увлечение режиссера музыкой более гармонично уживалось с его же увлечением кинематографом. Известный факт, что Шазелл в молодости хотел стать барабанщиком, но выбрал кино из-за отсутствия необходимых музыкальных способностей.

“Ла-Ла Ленд” режиссер задумал сразу после выхода “Гая и Мэдлин”, еще в 2010 году, и попытался в своем новом фильме убить сразу двух зайцев. Во-первых, сделать реверанс в сторону Золотого века Голливуда. Здесь на помощь приходят плакаты и фотообои в комнате Мии, упоминание героями “Касабланки” и прямые цитаты из классики. Двумя первыми способами уже давно брезгуют и менее именитые режиссеры, а что касается цитат, то единственная удачная и изящная находка здесь – рифма с “Бунтарем без идеала” Николаса Рэя. Она, кстати, отлично смотрелась бы и отдельно от фильма.

 

 

На одних цитатах далеко не уедешь, поэтому Шазелл поставил перед собой задачу соединить классику с современностью. Чисто технически это сделано с помощью Кадиллака у Себастиана, как будто существующих в двух эпохах костюмов, ретро фонарей и чечетки – с одной стороны. И “Приуса” Мии, хипстерской кофейни, Джона Лендженда и айфонов – с другой. Здесь Шазелл совсем провалился: новому поколению нет никакого дела до киноклассики, и новую локацию, в данном случае обсерваторию Гриффита на Голливудских холмах, они будут ассоциировать исключительно с “Ла-Ла Лендом”. Костюмы выглядят блекло и зачастую безвкусно. Откуда и зачем достали Джона Ледженда – отдельный вопрос. Вообще один из главных смысловых провалов фильма – глупый тезис о том, что джаз умирает. И что его нужно спасать с помощью того кошмара, который играл в фильме Ледженд.

Первая треть “Ла-Ла Ленда” – мюзикл с нарочито расслабленными танцевальными номерами и аморфной любовной историей. По большому счету, единственный недостаток здесь – это ожидание, что вот-вот начнется настоящая история. Ее не будет. Эмма Стоун играет как в последний раз и вытягивает на себе все сцены, в которых появляется. Райан Гослинг – отличный актер, но он сильно зависит от материала. Если, например, роль в “Драйве” Рефна была создана для Гослинга, то в мюзикле про любовь и мечты его скованная мимика немного не к месту.

 

 

Дальше Шазелл отбрасывает танцы и пытается взять серьезный тон. И тут режиссер то ли торопится, то ли попросту не умеет работать с несколькими жанрами сразу. Резко и далеко не в лучшую сторону меняется ритм, важные для сюжета линии оказываются проваленными (тот же несчастный Джон Ледженд), плюс – местами Шазеллу, на удивление, изменяет вкус.

В сухом остатке единственная эмоция, которая может возникнуть после просмотра фильма – умиление. Учитывая потраченные деньги, хронометраж, двух звезд в главных ролях и ворох цитат из классики, это явно не то, на что рассчитывал режиссер. Нужно сразу уточнить, что мюзикл “Ла-Ла Ленд” ни в коем случае не возрождает жанр. Здесь провалился даже более маститый Роб Маршалл с безупречной адаптацией классики – “Чикаго”. Причина проста – нельзя воскресить то, что давно умерло. Никакие “Оскары” (а Шазелл, к сожалению, свои получит) этого не сделают.

Возможно, проблема в том, что если в “Одержимости” режиссер говорил про обратную, темную сторону амбиций, то в “Ла-Ла Ленде” он вынес их за скобки, сам решив поставить Большой Мюзикл. Потерял баланс между вкусом, скромностью и любовью к кино. Встал на темную сторону силы. Самое грустное, что мотивы у Шазелла были искренними, но в “Ла-Ла Ленде” этой искренности не видно. В его первых двух фильмах конфликт несостоявшегося музыканта и талантливого режиссера был под контролем и принес свои плоды. Третья картина поглотила его целиком, трансформировав конфликт в комплекс неполноценности.   

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее