"Лекарство от здоровья": мегаломанский хоррор про санаторий в Альпах

Проще всего новый фильм Гора Вербински, автора первых трех "Пиратов Карибского моря" и "Звонка", разругать в пух и прах и забыть. Но, во-первых, это уже сделали американские критики и зрители, а, во-вторых, забыть его не так легко, да и почти каждому проколу Вербински тянет найти оправдание. Все-таки режиссеру раньше часто удавалось хорошее коммерческое кино, а в определенный момент он даже тянул на звание визионера. 

 

A-Cure-for-Wellness

 

Нью-Йорк, наши дни. Сотрудник месяца в одной из крупнейших финансовых компаний Уолл-стрит, засидевшись на работе допоздна, умирает от сердечного приступа. Его место спешно занимает молодой и амбициозный Локхарт. Отправившись знакомиться с несколько гротескным советом директоров компании, он вместо похвалы получает задание поехать в один швейцарский оздоровительный центр и привезти оттуда исполнительного директора - Роланда Пемброка. Последний явно там засиделся, а накануне прислал письмо необычного содержания: дескать, он прощается с бездушным и бессмысленным миром большого капитала навсегда и продолжает лечение в санатории. Недопустимое поведение, тем более перед большой проверкой из фискальной службы США. На кону профессиональное (и не только) будущее Локхарта и он с недовольной миной едет в швейцарские Альпы. 

По приезду обнаруживает красивейший замок на вершине горы, перестроенный под лечебницу, с богатыми стариками в качестве пациентов и вежливыми молодыми немцами в качестве персонала. Позже выясняется, что двести лет назад жители села у подножия горы сожгли замок и его владельца за бесчеловечные эксперименты, персонал санатория нагоняет страх, а старики больше похожи на зомби. Да и мистер Пемброк сначала отказывается возвращаться, а потом и вовсе исчезает. Пытаясь уехать обратно в Нью-Йорк, Локхарт попадает в аварию. Просыпается в больничной палате санатория уже пациентом. 

 

a-cure-for-wellness

 

Интересно, кто-то из продюсеров 40-миллионного "Лекарства от здоровья" заподозрил что-то неладное? И если да, то на каком этапе съемок. Видимо тогда, когда уже ничего исправить было нельзя. Вообще, если смотреть фильм фрагментами, то он производит завораживающее впечатление. Так, после первых 15-20 минут задаешься вопросом: чем фильм Вербински может не понравиться. Каждый кадр здесь выстроен и покрашен с эстетской дотошностью, за кадром переливается мелодия, одновременно нежная и страшная, в кадре - актеры, которым вроде есть, что играть. Сомнения закрадываются после первой неудачной попытки напугать зрителя. Дальше же эти 15 минут будут повторяться в изнуряющей, кафкианской петле, герои будут делать примерно одно и тоже, а красота надоест своим однообразием. 

Вообще, сюжет "Лекарства от здоровья" - навеянная романом Томаса Манна "Волшебная гора" история про таинственный замок в глухомани с жутким главврачом и один за другим пропадающими пациентами - мечта любого режиссера хорроров. И будь Гор Вербински и сценарист Джастин Хэйс чуть сдержаннее в своих амбициях у них бы получился атмосферный готический фильм ужасов с актуальной критикой капитализма. Но авторы "Одинокого рейнджера" не вынесли никакого урока из его провала и решили напичкать свой новый фильм всем подряд: обложку "Волшебной горы" тут буквально тычут в лицо, вместе с ней идут "Призрак Оперы", Фрейд, классика джалло ("Ужасный доктор Файбс", например), угри, Миа Гот, "Изгоняющий дьявола", Кубрик и так далее. К чести Вербински надо сказать, что фильм не выглядит этаким монстром Франкенштейна, созданным из кусков разных тел. Но и настоящей картиной тоже не становится: "Лекарство от здоровья" страдает под тяжестью лишних сюжетных линий и флэшбеков, ложных смыслов, монотонного монтажа и, соответственно, ритма. 

От последнего особенно сильно. Взяв от жанра готического романа тягучую, неспешную манеру повествования, Вербински забывает разряжать атмосферу страхом. В итоге, удачно нацепивший на себя маску героя готического повествования Дейн Дехаан, мечется по замку совершенно напрасно. Ни переживать за него, ни бояться не получится. В какой-то момент надоедает и харизматичный Джейсон Айзекс (Люциус Малфой из "Гарри Поттера") в роли доктора-убийцы, и Миа Гот в роли девочки-лунатика, и находить оправдания заигравшемуся в автора режиссеру. В итоге остается только созерцать, что страшно выматывает, но, что плюс - не оставляет сил на раздражение. Не шутка ли: два с половиной часа смотреть, как красивые кадры чередуют друг друга с жестокой бессмысленностью. 

 

Cure-For-Wellness

 

Автор текста: Мирный Валерий

17.01.2025
Обраний президент Дональд Трамп хоче зробити Голлівуд "сильнішим, ніж будь-коли". Тому він вирішив призначити Сильвестра Сталлоне, Мела Гібсона та Джона Войта своїми "спеціальними послами", чиє завдан...
Далее
17.01.2025
Помер легендарний режисер Девід Лінч. Йому було 78 років. Новина очікувана та несподівана одночасно. У режисера були серйозні проблеми з легенями: через багаторічне паління в нього розвинулася емфізем...
Далее
16.01.2025
Опубліковано трейлер фільму "Мавпа" — нової роботи Оза Перкінса, першого в його кар'єрі комедійного горору. Події тут відбуваються в декількох часових площинах, але головні герої одні й ті самі: це бр...
Далее