“Логан”: прощальный подарок Хью Джекмана себе и поклонникам Росомахи
Смысловой тупик, в который попал жанр кинокомикса, иногда дарит нам по-хорошему странные, уникальные фильмы. Так ищутся новые пути развития. Сюда следует добавить желание режиссера Джеймса Мэнголда и актера Хью Джекмана сделать финальную картину про Росомаху честной, кровавой, драматичной и с рейтингом “R”. Ну и влияние обоих в киноиндустрии. Были бы это новички, никто бы не рискнул дать им карт-бланш и 97 миллионов в придачу.
Итак, на дворе 2029 год, практически все мутанты вымерли, в каком-то городе недалеко от границы с Мексикой работает водителем лимузина Логан, он же Росомаха. Бывший герой комиксов практически утратил способность к регенерации, периодически ночует в лимузине, постоянно пьет, драматично прихрамывает и с помощью альбиноса Калибана (еще один мутант) ухаживает за старым и больным профессором Чарльзом Ксавьером. У последнего – прогрессирующая деменция. Некогда один из сильнейших мутантов, чей мозг АНБ классифицировало, как оружие массового поражения, постепенно теряет связь с реальностью. Его мучают неконтролируемые приступы телепатии, во время которых всех в радиусе нескольких сотен метров парализует. Логан копит на яхту, чтобы уплыть с Ксавьером в океан, где не будет людей. Так будет безопасней и для них, и спокойней самому Логану: все, кем он дорожил в прошлом, умерли. Логан и сам подумывает покончить жизнь самоубийством и даже носит пулю из адамантия (оружие способное моментально его убить) в кармане. Единственное, что его сдерживает – долг перед профессором Ксавьером. Последним человеком, которым дорожит Логан.
Вводные не очень веселые, но дальше будет только хуже. Размеренное одиночество Росомахи нарушает сначала мексиканка, умоляющая отвезти ее дочь в Северную Дакоту, а потом и охотники за головами, пытающиеся убить девочку.
Фильм Мэнголда работает на нескольких уровнях. И, прежде всего, это красивое прощание: Хью Джекман больше не собирается играть Росомаху. Оба, и актер, и персонаж, выиграли от сотрудничества, прославив друг друга на весь мир, но все когда-нибудь заканчивается. Кто бы в дальнейшем не играл Росомаху, переплюнуть финальный фильм с Джекманом будет очень тяжело. Актер сыграл здесь, наверное, свою лучшую роль.
“Логан” выдающимся образом чередует драматичные куски с экшеном, выдерживая ритм и не меняя раз выбранное, обреченное настроение. Надежда здесь – бессмысленное и заведомо не оправдавшее себя чувство. Дело в том, что мир в 2029-м представляет собой крайне неприятное и неуютное место: победивших корпораций, массового потребления и производства генномодифицированных продуктов (и не только) и неприятия всего выходящего за рамки. Ведь изначальная и заложенная в основу всех историй про Людей-Икс идея говорила, что чем больше различий между людьми, тем лучше. Различия могут помочь и сблизить, сделать человечество сильнее. Здесь же стали не нужны и исчезли сами мутанты, а значит некому воплотить в себе этот принцип.
Человек, ответственный за уничтожение мутантов - доктор Зандер Райс и не человек вовсе, а чудовище, видящее в людях только генетический материал. Сыгранный британцем Ричардом Грантом он производит одновременно отталкивающее и пугающее впечатление. Альбиноса Калибана неожиданно глубоко сыграл комик Стивен Мерчант. Как и в шекспировской “Буре” Калибан – слуга волшебника, в данном случае профессора Ксавьера. Только их конфликт в “Логане” благодаря сюжетной канве выходит на другой уровень, становится незаметным, переносится внутрь самого Калибана, жаждущего справедливого отношения к себе и в конце проявившего смелость и независимость. Прикованный к инвалидному креслу, мучимый деменцией и демонами прошлого, “волшебник” Чарльз Ксавьер в исполнении великого Патрика Стюарта не только сохранил, но и транслирует (как и в предыдущих сериях) веру в светлое будущее. Если еще появляются новые мутанты – значит не все потеряно. Тот факт, что они – продукт генной инженерии, то есть, по сути, искусственно выведены, ничего не значит. Они запустят процесс, и мир станет лучше.
Сама форма "Логана" уносит нас от жанра комикса максимально далеко. Это, скорее, вестерн пополам с роуд-муви. Недаром в картине дважды цитируется финальная сцена из "Шейна" Джорджа Стивенса. Один из лучших вестернов в истории служит моральным ориентиром фильму Мэнголда.
Персонаж Росомахи всегда был чуть ли не самым сложным во вселенной Людей-Икс. Его мучили больше всего и даже одна из его способностей – ножи из кистей рук, сопряжена с болью. На втором месте, наверное, Магнето, но его пытки были не физическими, а моральными. Тем не менее, Росомаха не перешел на темную сторону силы. Формально, будучи одиночкой со сложным характером, он всегда выступал на стороне профессора Икс, на стороне добра. “Логан” – это финальный акт в жизни Росомахи. Здесь он еще более нелюдимый и жесткий, но фильм Мэнголда замечательно показывает, что внутри этого искалеченного жизнью персонажа есть свет. Много света. Лучшего прощания со зрителем не придумать.
Автор текста: Мирный Валерий