Лучшие фильмы 2016 года: от Европы и Америки до джунглей Амазонки. И обратно
Подбивая итоги года в условно популярном кинематографе, сложно не заметить, что на пике сейчас находится жанровое кино с уклоном в фантастику и ужасы. Есть парочка исключений, но тенденция очевидна. Вот несколько главных принципов отбора – картины должны были выйти в 2016 году, а также должны быть доступны для просмотра в сети или кинотеатрах. Поскольку любой список – это отчасти совет, глупо советовать то, что невозможно посмотреть. Все остальное – чистой воды вкусовщина, с поправкой на актуальность. В сухом остатке 12 картин, в основном англоязычных, но есть и немецкое кино, и корейское, и русское, и даже колумбийское кино.
“Не дыши”. Феде Альварес.
Любимец Сэма Рэйми, уругваец Альварес, снимает уже свой второй американский фильм, и если к ремейку “Зловещих мертвецов” (“Черная книга” 2013 год) есть вопросы, то в “Не дыши” –социальное высказывание, страх преследования, скромная романтическая линия и уже привычная избыточность режиссерских методов самого Альвареса, приведены в состояние прекрасной гармонии. Строго говоря, “Не дыши” сложно назвать фильмом ужасов в классическом понимании этого слова. Он пугает не моментами, а историей и показывает, что правосудие в руках людей, доведенных до отчаяния (войной, бедностью, потерей близких), может приобретать порой пугающие и отталкивающие формы. Фильм стоил чуть меньше 10 миллионов долларов и собрал в мировом прокате чуть больше 150 миллионов. Этот факт иллюстрирует давно наметившуюся тенденцию в популярном кино: фильмы ужасов стали служить хорошим источником дохода и оригинальных идей.
“Ведьма”. Роберт Эггерс.
Один из лучших дебютов последнего времени. Роберт Эггерс с детства увлекался историями про ведьм и совершенно правильным образом для своего первого фильма выбрал тему, которая ему близка. Действия в картине происходят в Новой Англии 17 столетия. Семья Уильяма вынуждена покинуть поселение фермеров-пуритан из-за разногласий в трактовке Нового Завета с местной церковной общиной (а значит со всеми жителями поселка). Глава семейства, его жена Катерина, дочь Томасин, сын Калеб, близнецы Мэрси и Джонас переезжают поближе к лесу. Через некоторое время на свет появляется пятый ребенок, Самуил. Присматривать за ним назначают Томасин, но, несмотря на это, младенец таинственным образом исчезает. Катерина убита горем, урожай гибнет от неизвестной болезни, члены семьи начинают подозревать Томасин в колдовстве. Атмосферу ужаса Эггерс выстраивает тщательно и не торопясь, подкрепляя мистическую историю музейной аутентичностью. И не зря: добрую часть своего безысходного настроения фильм транслирует через ограниченный быт первых переселенцев. А еще “Ведьма” наглядно демонстрирует к чему приводит гордыня и, что место Бога в сердце верующего долго вакантным оставаться не будет.
“Тони Эрдманн”. Марен Аде.
Подбивая итоги года, без третьего фильма Марен Аде не обойтись никак. Картина была проигнорирована на Каннском кинофестивале, но зато получила множество других премий, возможно, получит “Оскар”, попала в кучу списков престижных изданий, а некоторые даже возглавила (например, французский Cahiers du cinéma и британский Sight & Sound). Фильм “Тони Эрдманн” рассказывает, казалось бы, простую историю взаимоотношений отца и дочери. Первый (Винфрид) – скучающий пенсионер с артистическими наклонностями. Вторая (Инес) – амбициозная карьеристка, из-за плотного графика и груза ответственности, превратившаяся в корпоративного робота. С целью напомнить Инес, что она все-таки человек, Винфрид приезжает к ней в Бухарест. Картина решена в популярном жанре трагикомедии, но смешивает грустное со смешным с каким-то невиданным доселе мастерством и искренностью. На первом базовом уровне это всенародная немецкая комедия (что-то типа “Москвы слезам не верит”), если копнуть глубже – фильм о том, что в современном мире у людей серьезные проблемы с общением. Если объединить первое со вторым, картина Аде - триумф человечности и победа над формальностью и канцеляризмом.
“Фантастические твари и где они обитают”. Дэвид Йейтс.
“Фантастические твари и где они обитают” – лучший блокбастер уходящего года. Вообще, 2016-й продемонстрировал, что в условном жанре дорогого и массового кино наметился серьезный кризис. Не хватает оригинальных идей, старые методы всем надоели. О чем мы уже писали, приводя примеры картин и цифры сборов. На этом фоне новая киноистория Джоан Роулинг про магического зоолога Ньюта Скамандера выглядит белой вороной. Подробности сюжета всем более-менее известны. Взяв в помощники исполнительного и не первый год знакомого с вселенной “Гарри Поттера” режиссера Дэвида Йейтса, писательница расширила границы своего мира, придумала новых живых персонажей и целый бестиарий в придачу. Но самое главное – она показала ценность оригинального материала и на этом фоне – серость вторичного и просчитанного до мелочей продукта. “Фантастические твари и где они обитают”, по-хорошему, старомодное кино, гармонично соединяющее зрелищность и сюжет. Дополненное прогрессивными идеями самой Роулинг, оно с осторожной надеждой смотрит в будущее. Где нас ждет еще четыре фильма про Ньюта Скамандера, что, учитывая засилье кинокомиксов про супергероев, более чем хорошо.
“Дуэлянт”. Алексей Мизгирев.
Уроженец города Мыски Кемеровской области, режиссер Алексей Мизгирев снимает недорогие, угрюмые фильмы про обычных людей в тяжелых жизненных ситуациях. “Дуэлянт” – первый фильм режиссера с серьезным бюджетом и надеждой на звание блокбастера (которую он, к сожалению, не оправдал). Тем не менее, картина получилась крайне интересной и необычной. Во многом именно из-за своего пограничного состояния: Мизгирев безусловно снимает авторское кино и, получив огромный бюджет (10 миллионов долларов), он все равно остался верен себе. В “Дуэлянте” рассказывается история противостояния некоего Яковлева – оболганного дворянина и графа Беклемишева – дьявола во плоти, убийцы и интригана. Действие происходит в Петербурге середины 18 века, но представление о времени у Мизгирева свое собственное, не всегда совпадающее с историческим. Герои общаются, в основном, короткими, хлесткими фразами и быстрыми, точными выстрелами. Режиссер смешивает жанры (детектив и триллер), но твердой рукой ведет своих персонажей из точки "А" в точку "Б", чтобы привести зрителя к неутешительному выводу: эпохи сменяют друг друга, но люди при этом остаются такими же.
“Кловерфилд, 10”. Дэн Трахтенберг.
Во-первых, это еще один замечательный дебют в списке. Во-вторых, фильм Трахтенберга, спродюсированный Джей Джей Абрамсом, косвенно развивает линию, начатую в "Монстро", но совершенно другим способом. Последний в псевдодокументальной манере рассказывал о нападении на Нью-Йорк гигантской каракатицы. В “Кловерфилд, 10” с одной стороны расширяется территория нападения инопланетян (США, как минимум), с другой стороны, действие переносится в подвал. Мишель приходит в себя после аварии, ее рука прикована к трубе, сама девушка заперта в комнате. Тучный мужчина, Говард, рассказывает, что Восточное побережье превратилось в один сплошной ядовитый кошмар. Он это предвидел и построил под своим домом бункер. Перед нападением спас ее и еще одного парня, Эмметта. В дальнейшем фильм представляет собой увлекательнейшую и напряженную игру в кошки-мышки. Мишель и Эмметт то верят своему "спасителю", то находят улики, подтверждающие обратное. Трахтенберг, на удивление для дебютанта умело, жонглирует жанрами: фантастика, триллер, ужасы и обратно. Джон Гудман балансирует на грани пусть странноватого, но добродушного толстяка и опасного сумасшедшего. А Мэри Элизабет Уинстед идеально играет человека, попавшего в такую, мягко говоря, странную ситуацию. Все вместе – одно из лучших и высококлассных развлечений года.
“Прибытие”. Дени Вильнев.
Как уже стало ясно, 2016-й был хорошим годом для фильмов ужасов и фантастики. “Прибытие” Дени Вильнева здесь занимает особое место: картина соединяет научную фантастику и экзистенциальные вопросы утраты, памяти, времени в контексте человеческой жизни. В то же время фильм Вильнева вызвал диаметрально противоположные отзывы зрителей. От восхищения у одних до непонимания в чем причина восторга – у других. Картина, рассказывающая о попытках наладить связь с инопланетянами и выяснить причину их визита на нашу планету, в процессе задает много серьезных вопросов самим зрителям. И на многие сама же успешно отвечает. Однако, что радует – фильм "Прибытие" не стремится казаться большим, чем он есть. Оператор Брэдфорд Янг вдохновляется "Космической одиссеей", композитор Йоханн Йоханнсон объединяет звуки самого фильма со своей внеземной музыкой, Эми Адамс в очередной раз доказывает, что она одна из лучших современных актрис, а режиссер Дени Вильнев умело находит баланс между амбициями и чувством меры.
“Капитан Фантастик”. Мэтт Росс.
Фильм Мэтта Росса затянут, неровен, в конце вообще превращается в черти что. Но если придумать награду за "Лучший несовершенный фильм года", то он уйдет семейной мелодраме “Капитан Фантастик”. Здесь есть замечательный Вигго Мортенсен и целый ансамбль, отлично подобранных молодых актеров, играющих его детей, а еще харизматичный Фрэнк Ланджелла и музыка Алекса Сомерса, работавшего, например, с Sigur Rós. Герои фильма обсуждают Набокова, Достоевского и теорию струн, цитируют Ноама Хомского и противопоставляют себя фальшивому капиталистическому обществу, но в конце попадают в ловушку этого самого общества, а режиссер и сценарист Росс попадает в ловушку своего собственного фильма. Но это про последние 30 минут. Первые полтора часа “Капитана Фантастик” – чистое счастье.
“Любой ценой”. Дэвид Маккензи.
После десятилетия жанровых мытарств режиссер Маккензи нашел себя в суровых мужских криминальных драмах. Начал с фильма "От звонка до звонка" 2013 года, продолжил современным вестерном “Любой ценой” с Джеффом Бриджесом, Беном Фостером и Крисом Пайном в главных ролях. В фильме рассказывается история двух братьев, Тоби и Таннера (последний недавно вышел из тюрьмы), которые грабят отделения банка, чтобы расплатиться с долгами за дом и землю умершей матери. На их участке была найдена нефть, а значит расплатиться надо, как можно скорее. По их следам идут техасские рейнджеры: находящийся за полшага до пенсии Маркус Гамильтон (Бриджес) и его напарник индейских кровей Альберто Паркер (Джил Бирмингем). Фильм “Любой ценой”, по-хорошему, поражает всем и сразу: нашедшим новые грани своего мастерства Бриджесом, многоуровневым и великолепно скроенным сценарием Тейлора Шеридана ("Sicario"), мастерской режиссурой Маккензи, гармоничным дуэтом Пайна и Фостера, да и вообще самим фактом своего существования. Положа руку на сердце, картина выбивается из современных тенденций как независимого кино, так и тем более дорогого, условно студийного. Что только добавляет фильму очков. “Любой ценой” – остроактуальный для США фильм, за пистолетной стрельбой и личной драмой скрывающий болевые точки страны и доступным языком поясняющий, кто и почему голосовал за Дональда Трампа.
“Специальный полуночный выпуск”. Джефф Николс.
В Америке сейчас в самом разгаре сезон наград, и свою долю внимания получает другой фильм Джеффа Николса этого года – социальная драма "Лавинг". Картину “Специальный полуночный выпуск” словно бы забыли. А зря: история отца, пытающегося спасти своего, наделенного сверхъестественными способностями сына, от секты фанатиков и спецслужб не только трогает до глубины души, но и увлекает самим процессом. Первые две трети фильма – это полное загадок роуд-муви с неожиданными поворотами сюжета и изобретательным инструментарием. Плюс – если сериал "Очень странные дела" – лучший оммаж классике 80-х в мире, собственно, сериалов, то “Специальный полуночный выпуск” – такой же уважительный поклон фильмам Спилберга и книгам Стивена Кинга (и не только) в мире кино. Кроме формата, сериал братьев Даффер отличается от "Специального полуночного выпуска" тем, что Николс занял эту нишу все-таки первым.
“Объятия змея”. Сиро Герра.
Строго говоря, премьера фильма колумбийца Сиро Герра прошла на Каннском кинофестивале еще в 2015 году, но на "Оскар" он номинировался в 16-м и широкому зрителю стал доступен тоже 2016 году, так что место в нашем списке оправдано. Действия в картине “Объятия змея” происходят в двух временных линиях: в 1909 году и в 1940-м. Место - бассейн реки Амазонка. Объединяет две истории шаман Карамакате, который помогает двум ученым (немцу в 1909 году и американцу в 1940-м) найти священное растение якруну. Растение выдуманное и является частью богатой мифологии фильма. “Объятия змея” рассказывает про пагубные и разрушающие последствия колониализма (здесь фильм Герра напоминает "Апокалипсис сегодня") и на другом, более глубоком, мистическом уровне исследует связь человека и природы. Сюда следует добавить незабываемый визуальный ряд картины, многократно усиливающий эффект от просмотра.
“Служанка”. Пак Чхан Ук.
В оккупированной японцами Корее живет богатая наследница Хидеко. К ней в служанки устраивается молодая воровка Нам Сук Хи. Ее задание – помочь другому мошеннику влюбить в него Хидеко, поспособствовать их браку, а потом упрятать последнюю в сумасшедший дом. Работает Сук Хи, понятное дело, за большой гонорар. Новый фильм Пак Чхан Ука ("Олдбой", трилогия мести) разделен на главы и за свой хронометраж успевает несколько раз перевернуть сюжет с ног на голову. “Служанка” – это детектив, упакованный в обертку эротического триллера с элементами комедии и частыми заходами на территорию бессознательного. Корейцам не привыкать выворачивать жанры наизнанку. Вместе с тем, это один из самых необычных и визуально совершенных фильмов года. Зрителя здесь не водят за нос, а предлагают сыграть в умную и изощренную (и извращенную) игру. Редкий случай в современном кинематографе – работа мастера на пике формы.
Автор текста: Мирный Валерий