Мало огня: рецензия на фильм Тима Бертона "Дамбо"
В украинский прокат вышел фильм "Дамбо" – очередной привет из детства от компании Disney; первый из трех запланированных в этом году (еще нас ждут "Аладдин" и "Король Лев"). Единственный по состоянию на XX век полнометражный мультфильм про слоненка с большими ушами вышел в 1941-м.
Режиссером новой версии стал сказочник с мрачноватым взглядом на жизнь – Тим Бертон. В его прочтении история хоть и ожила, и заиграла всеми оттенками черного, но ожиданий не оправдала. Фильм "Дамбо" образца 2019 года – искра, из которой так и не разгорелось пламя.
Итак, США после окончания Первой мировой войны. По бескрайним просторам континента колесит Цирк братьев Медичи. Брат на самом деле один – Макс и он еле-еле сводит концы с концами: народ обеднел, плюс – многих циркачей скосил грипп. Однако, будучи энергичным дельцом, Макс вкладывает кровно заработанные деньги в беременную слониху.
Вложение дальновидное: на новорожденного слоненка придут посмотреть дети, а вместе с ними и взрослые. Судьба же распоряжается иначе и слоненок рождается с аномально большими ушами. Выглядит он все еще мило, но отклонение от нормы – для многих грех, поэтому маму продают, а Дамбо (так нарекают новорожденного) назначают смотрителя – однорукого ветерана войны, оставшегося без жены (тот самый грипп), но с двумя детьми.
Именно дети открывают бесценный талант Дамбо: благодаря своим ушам он может летать.
Тим Бертон во многом и сам похож на Дамбо. Слишком странный, как будто бы никуда не вписывающийся человек, но тем не менее вот он здесь развлекает зрителей своими фильмами. С другой стороны, возможно, мы слишком сильно увлеклись его старыми лентами 90-х. Возможно сейчас он не такой уж и странный. Возможно от его странности остались только чудные декорации, мрачноватое освещение, да желание развлекать.
Не секрет, что практически всем фильмам Бертона, снятым в новом тысячелетии чего-то не хватало. Их можно условно разделить на две группы. Первая, в которой не хватало много чего: "Планета обезьян", "Чарли и шоколадная фабрика", "Алиса в Стране чудес", "Мрачные тени". И вторая, к которой тоже есть вопросы, но их все-таки меньше: "Крупная рыба", "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит", "Дом странных детей мисс Перегрин". Мультики и ленту под названием "Большие глаза" в расчет не берем.
Фильм "Дамбо" больше всего напоминает "Крупную рыбу". Это тоже трогательное, визуально сладкое кино. Здесь все вроде бы на месте, но чего-то опять таки не хватает. Словно Бертон слегка прикоснулся к материалу, разукрасил задник и пару деталей в книжке-раскраске, а остальное оставил доделывать второй съемочной группе.
Причем списать все на Disney и пределы творческого контроля не получится. Добрая половина вышеперечисленных фильмов была снята под крылом других студий. Остается единственное верное решение: принять ситуацию такой какая она есть. Бертон перестал снимать глубокие, авторские сказки. Причины здесь в кои-то веки не важны, да и разобраться в них вряд ли получится. Тревожным звоночком было, например, сотрудничество с Тимуром Бекмамбетовым.
Поэтому из схожести режиссера и центрального персонажа его нового фильма, из совпадения материалов не получилось ничего не только выдающегося, но даже того, что можно назвать "выше среднего".
Фильм "Дамбо" 2019 года – это обычный развлекательный блокбастер (чувствуется, что деньги он заработает). Все актеры (Колин Фаррелл, Дэнни ДеВито, Майкл Китон, Алан Аркин) здесь на месте, все профессионально несут свою ношу сценарных обязательств, как водится есть парочка притянутых за уши моментов, но дети – целевая аудитория фильма, скорее всего, ничего не заметят. Традиционно приподнятая музыка Дэнни Эльфмана струится мимо декораций, актеров, безуспешно пытается придать хоть каплю красоты плоскому и постному сценарию Эрен Крюгер.
Во всей этой истории, парадоксальным образом, очень жалко именно детей: у них нету возможности посмотреть в кинотеатре те фильмы Бертона, от которых у их родителей наворачивались слезы на глаза и снились веселые кошмары.
Автор текста: Мирный Валерий