Мимо радаров: Пять недооцененных фильмов 2016 года
Несмотря на многочисленные провалы, в ушедшем 2016 году хватало кассовых хитов. Некоторые фильмы собирали большую кассу вопреки общественному мнению ("Бэтмен против Супермена: На заре справедливости", "Отряд самоубийц"), некоторые ожидаемо ("В поисках Дори"), некоторые сполна оправдывали возложенные на них надежды ("Изгой-один"). У всех этих фильмов был сопутствующий (и достаточно большой) медийный шум. Однако каждый год выходят картины, которые проходят немного на периферии популярных изданий, общественного внимания и кинотеатральных премьер. В силу разных причин: бюджет, тема, хронометраж и так далее. Что не делает их менее значимыми или достойными внимания (зачастую выходит как раз наоборот). Ниже рассказываем про пять таких картин. Это, конечно, вершина айсберга, но, в то же время, хороший старт и отличный способ провести время.
“Американская милашка”. Андреа Арнольд.
Четвертый полнометражный фильм Андреа Арнольд ("Аквариум", "Грозовой перевал") участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, где получил престижный Приз жюри. Режиссер и сценарист впервые за свою карьеру перенесла место действия в США. И не просто в США, а сразу в самую глубинку Среднего Запада. Фактура там очень колоритная, но требующая знания предмета и руки опытного мастера. Тем удивительнее, что британка Арнольд на этом, казалось бы, малознакомом ей материале сняла один из самых интересных и визуально совершенных фильмов 2016-го года. “Американская милашка” - почти трехчасовое роуд-муви с неизвестными актерами и одним известным - Шайа ЛаБафом, который выдает одну из лучших ролей в своей карьере. Это поэтичный, невероятно красивый, актуальный и увлекающий фильм о молодости. О нем совершенно несправедливо забыли под конец года, но пропускать его ни в коем случае нельзя.
"Синг Стрит". Джон Карни.
Дублин 1985 года. Семья Конора переживает не лучшие времена. В целях экономии парня переводят из престижной школы в бесплатную, государственную. Среда там гораздо менее дружелюбная, нравы жестче, но и стимулов для развития больше. Плюс - Конор влюбляется в первую красавицу новой школы. Чтобы завоевать ее сердце парень, решает собрать рок-группу. "Синг Стрит" тоже о молодости и о врослении, только с другими декорациями и саундтреком (Duran Duran и The Cure). Кроме чужих песен, есть и свои, специально написанные для этого фильма. Они очень обаятельные хоть и немного проигрывают своим более именитым соседям. То же самое можно сказать и про сам фильм ирландца Карни: одна из самых обаятельных (и лучших) картин года выбивается из трендов этого самого года. Что, с одной стороны только делает ей честь, а с другой, к сожалению, переводит в разряд малоизвестных работ.
"Несколько женщин". Келли Райхардт.
Американка Райхардт продолжает снимать свои, по-хорошему, тихие, скромные, но наполенные внутренней энергией, человеческие драмы. В своем новом фильме она рассказывает историю трех женщин из Монтаны. Адвокат Лора пытается избавиться от надоедливого клиента. Он получил травму на прошлой работе и пытается засудить работодателей, но не следует советам, которые она ему дает. Джина и ее муж Райан строят дом для себя и их маленькой дочери. Однако, несмотря на это, Джина замечает, что их брак дал трещину. Джейми работает на ранчо. Однажды она знакомится в школе с молодым юристом Бет и привязывается к ней. Судьбы героинь Райхардт едва пересекаются, но важно не это. Ее кинематограф, пусть тихий и с виду скромный, всегда ставил во главу угла человека и, используя минимальный инструментарий (актеры, драматургия), умел доносить свои гуманистические идеи гораздо лучше других.
"Криша". Трей Эдвард Шульц.
Дебют Трея Эдварда Шульца решен в жанре семейной драмы с заходом в триллер и фильм ужасов. Место действия - Техас. Время - День Благодарения. Криша внезапно приезжает в дом своей сестры на праздники. Семья большая и дружная и встречает женщину тепло, но взгляды и несколько напряженные улыбки говорят о темном прошлом, которое, конечно, проявит себя. Фильм Шульца из тех, где напряжение нагнетается постепенно и, в основном, за счет актерской игры, четко выстроенных мизансцен и продуманного сценария. "Криша" - это странное, местами пугающее, но незабываемое зрелище.
"Тишина". Майк Флэнаган.
В году, переполненном отличными фильмами ужасов, не мудрено потерять парочку выдающихся образцов жанра. Особенно, если картина не выходила в широкий прокат. Фильм "Тишина" Майкла Флэнегана ("Окулус"), как раз из таких. Успешный писатель Мэдди Янг живет сама в загородном доме. Иногда по-дружески заходит соседка Сара. Еще надо уточнить, что Мэдди глухонемая, поэтому когда однажды поздно вечером в стеклянную дверь с ужасом стучит окровавленная Сара, та ее не слышит. Разделавшись с соседкой, убийца переключает свое внимание на Мэдди. Заметив ее особенность, он решает поиграть с девушкой в кошки-мышки. По-хорошему старомодный фильм Флэнегана напоминает о былом величии жанра "слэшер". Но ни в коем случае не питает амбиций возродить его. Это скромный фильм, случайно натолкнувшись на который зритель получит максимум удовольствия.
Автор текста: Мирный Валерий