"Миссия невыполнима: Последствия": одиссея капитана Круза
Ситуация с франшизой "Миссия невыполнима" отчасти схожа с тем, что несколько лет назад происходило с другой популярной шпионской серией - фильмами про Джеймса Бонда. Если в двух словах, то "Миссию" перезагрузили. Вначале был канон, созданный Брайаном де Пальмой. Потом спорные картины Джона Ву и Джей Джей Абрамса сбили прицел истории. Последний вообще чуть не погубил франшизу: третья "Миссия" заметно недобрала в прокате.
Спасение пришло оттуда, откуда его не ждали. Режиссер "Суперсемейки" и "Рататуя" Брэд Берд хотел попробовать себя в художественном кино. Руководство Paramount решило рискнуть и отдать проект в руки постановщика, знающего толк в развлекательных фильмах для всех. Получилась картина "Миссия невыполнима: Протокол Фантом", которая не только оживила франшизу, но и протоптала дорожку к тому, что уже второй фильм успешно делает режиссер Кристофер МакКуорри. Придумывает "Миссию" заново.
С момента окончания предыдущего, пятого фильма прошло примерно столько времени, сколько прошло и в реальном мире. Злодей по имени Соломон Лейн - анархист мирового масштаба и бывший агент британской разведки, находится там, где ему и положено - в руках спецслужб, но хаос он успевает сеять и из-за решетки: созданные на основе украденного плутония атомные бомбы могут взорваться в любой части мира в ближайшее время.
На пути террористов становятся Итан Хант и компания, а еще некто по имени Огуст Уолкер - опытный спецагент ЦРУ, которого в результате бюрократической возни впихнули на задание в последний момент. Вместе или порознь, но им предстоит в очередной раз спасти мир.
То, что режиссер Кристофер МакКуорри не смог докрутить или позволить себе в пятом фильме, пробилось сквозь базирующийся на строгих правилах жанр здесь, в шестой части франшизы. Оба фильма неразрывно связаны и эта преемственность играет истории на пользу: у нее появляется объем, четче видна мифология, а приключения Итана Ханта - супергероя, не нуждающегося при этом в суперспособностях и костюме, приобретают масштаб древнегреческой поэмы.
Хант - Одиссей шпионского мира, на что недвусмысленно намекает режиссер в одном из первых кадров картины. Просыпающийся от очередного кошмара в очередной столице, Хант вынужден браться за задание, которого не просил, но от которого не может отказаться. Просто потому что, кроме него и его отряда, мир спасти некому. Эта добровольная обреченность и неприкаянная жертвенность были подмечены именно МакКуорри, который здесь еще и сценарист.
Новое смысловое измерение фильма только подчеркивает его классические внешние атрибуты. "Миссия невыполнима: Последствия" - шпионский триллер. Причем картина не просто черпает вдохновение из лучших образцов жанра, но по сути является таким лучшим образцом. Ничего не выдумав нового, МакКуорри и Круз докручивают до состояния совершенства то, что есть: не секрет, что многие трюки (если не все) актер выполнял сам. Были и прыжки с самолета, и полеты на вертолете в горах.
Все это складывается в картину, от которой невозможно оторвать глаз и которую вполне можно назвать лучшей в серии на данный момент. Радостно и за Круза, чья карьера зашедшая в тупик еще несколько лет назад, оживает у нас на глазах. Вслед за Итаном Хантом, актер и сам стал неким подобием суперчеловека в реальном мире. Со всеми этими фотографиями на вершинах небоскребов, совершенной физической формой в свои 56, трюками исполненными без дублеров. Жизнь Круза с выходом новой "Миссии невыполнимой" находится в идеальной точке: она точнейшим образом рифмуется с его знаменитым экранным героем.
Поход Итана Ханта, его аналог путешествия Одиссея, становится движением к смиренному пониманию своего места в мире. На помощь здесь приходит верная команда, чье экранное время было расширено и вышло за рамки обыкновенной функциональности: один шутит, второй серьезен. Герои Саймона Пегга, Ребекки Фергюсон и особенно Винга Рэймса и Мишель Монаган помогают Ханту в пути, становятся его верными ангелами-хранителями. С пониманием своего места в мире уходят кошмары и приходит покой. По крайней мере, до следующего фильма.
Автор текста: Мирный Валерий