"Настоящий детектив": обратно во тьму. Рецензия на третий сезон сериала-антологии

Криминальная драма, где каждый сезон - отдельная, герметичная история, сначала в 2014-м вдохнула новую жизнь в жанр, а потом, в 2015-м, чуть ли не забрала ее обратно. В 2019-м, кажется, настало время исправлять ошибки прошлого. 

Третий сезон "Настоящего детектива", по крайней мере, по состоянию на первую пару серий - простая история, где время - это вечное возвращение; спираль, каждый новый виток которой отличается от предыдущего только возрастом главного героя. То есть все примерно так же, как в первом полюбившемся всем сезоне. 

 

 

Новая история действительно похожа на рассказанную Растом Коулом. События развиваются в трех временных пластах: в начале 80-х, когда два относительно молодых детектива Уэйн Хэйс (Махершала Али) и Роланд Уэст (Стивен Дорф) сталкиваются с делом о похищении двух детей, брата и сестры, в небольшом и бедном городке на территории Озарка штат Арканзас; в начале 90-х, когда основного детектива в расследовании - Хэйса допрашивают в связи с новыми фактами в давно закрытом деле; и в 2015-м, когда у него же берет интервью бойкая журналистка, пытающаяся все подвязать к педофилам во властных кругах.   

Детали на первый взгляд тоже схожи: присутствуют самодельные жутковатые куклы, преступление носит налет ритуальности, кругом одни реднеки. Но не все так просто. Макконахи и Харрельсон попали в мир, где амбиции Пиццоллато, его увлечение придумыванием замысловатых историй уравновешивались самоконтролем и режиссерским мастерством Кэри Фукунаги. Получился такой пост-модернистский детектив, одной ногой все-таки стоящий на земле. 

Колин Фаррелл, Рэйчел Макадамс, Тейлор Китч, Келли Райлли и Винс Вон оказались в мире, где всего было через край. Это видно уже по количеству имен главных героев. Лишившись контроля, Пиццолатто во втором сезоне оттолкнулся от земли. На пользу это никому не пошло.   

Здесь же трехактную временную структуру Пиццолатто использует не для того, чтобы опять исследовать нигилистическую сторону философии Ницше (время - это плоский круг, и так далее). Здесь он решил использовать детективный трафарет для разговора о памяти. Не зря именно память Хэйса подвергают сомнению в допросе начала 90-х, а по состоянию на 2015-й бывший детектив вообще страдает начальной стадией то ли болезни Альцгеймера, то ли другой формой деменции. Для него погружение в прошлое с высоты 70-ти прожитых лет становится своеобразной терапией. Вспомнить - значит запустить мыслительные процессы заново. Правда, получается не всегда: например, Уэйн постоянно пытается что-то выяснить насчет своей дочери, забывая вопросы и задавая их своему сыну по кругу. В общем, перед нами идеальный вид свидетеля и участника событий - ненадежный рассказчик.

Пиццолатто усвоил урок и теперь стоит не одной ногой на земле, а сразу двумя. Опять же мы в самом начале истории. Два первых эпизода снял замечательный Джереми Солнье и они довольно сильно настроением напоминают его же криминальные триллеры "Катастрофа" и "Придержи тьму", где главное происходило за масками лиц. После Солнье контролировать Пиццолатто будут сценаристы Дэвид Милч и Грэхэм Горди, но опять же и без них все здесь говорит о приземленности истории, ее уходе не за грань реальности, где тьма, а поближе: в междустрочье памяти героя Махершалы Али. 

Для последнего роль Уэйна Хэйса не то чтобы главная в жизни, но подошел к ней актер основательно. Для начала Али еще на этапе кастинга пришел к Пиццолатто и рассказав историю о своем деде - офицере полиции в каком-то южном штате, уговорил сценариста отдать ему именно главную роль - роль основного детектива в расследовании. Его герой не эксцентрик, а обычный хороший коп, ветеран войны, одиночка, следопыт, в детстве плохо учившийся из-за дислексии. То есть и здесь тоже прослеживается такая приземленность. Хэйс скуп на эмоции: в начале 90-х его лицо выражает в основном удивление от новых фактов в старом деле, в 2015-м оно напряжено в попытках вспомнить, в начале 80-х лицо Хэйса, скорее, озабочено происходящим. Но скрывается в глазах, конечно, гораздо больше. Страх, например. 

По сути на данный момент герой Али - единственный главный персонаж сезона. Без него все бы распалось на серию пусть приятных, но второстепенных осколков. И такая лаконичность идет истории только на пользу.

При своем медленном, вдумчивом темпе новый сезон "Настоящего детектива" крайне увлекателен. Он интригует, заставляет всматриваться в детали, переслушивать диалоги. Чем закончится дело, конечно, неизвестно, но после просмотра последней доступной серии, следующую ждешь с нетерпением. Так было в случае и с первым сезоном.

 

true_detective_season_3

 

Автор текста: Мирный Валерий

23.05.2019
За вчерашним постером последовал первый трейлер фильма "Терминатор: Темная судьба". И выглядит он хорошо, если не сказать многообещающе. Фильм еще находится на стадии пост-продакшна и спецэффекты буду...
Далее
23.05.2019
Здесь не только фото со съемок картины, но и что-то похожее на концепт-арт и постановочные фотографии актеров. Выглядит все красиво, живо (снимала Энн Лейбовитц), но содержательно — довольно привычно....
Далее
23.05.2019
Опубликован трейлер фильма "Искусство самообороны" — черной комедии про застенчивого молодого человека, который после неудачного столкновения с хулиганами решает записаться в секцию карате. Там он вст...
Далее