"Не смотрите вверх": тревожная сатира на человечество. С Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс в главных ролях
На Netflix вышла одна из главных и долгожданных премьер конца года — фильм "Не смотрите вверх". Главных и долгожданных по нескольким причинам. Во-первых, придуманная маститым сатириком Адамом Маккеем история стремится подвести итоги не просто уходящего года (хотя тайминг ее выхода идеален), но и вообще состояния человечества, его западного образца, после президентства Дональда Трампа, нескольких лет пандемии и окончательной победы маркетинга и соцсетей над всеми нами.
Во-вторых, фильм с Леонардо Ди Каприо и Дженнифер Лоуренс в главных ролях, с Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт, Джона Хиллом, Марком Райлэнсом во второстепенных, и с выскакивающими как черти из табакерки Тимоти Шаламе, Арианой Гранде, Роном Перлманом в роли свадебных генералов не может не быть долгожданным. Сюда стоит добавить и фигуру автора: Адам Маккей — в какой-то момент стал одним из главных сатириков Голливуда.
Начинал он с должности сценариста культового американского скетч-шоу Saturday Night Live, потом переключился на абсурдные комедии с Уиллом Ферреллом (великие "Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди" и "Сводные братья"), но в 2015 году решил перейти в лигу не то чтобы повыше, скорее, поителлектуальнее, и снял две трагикомедии на серьезные темы: "Игра на понижение" про мировой финансовый кризис и "Власть" про спорную личность — Дика Чейни. Обе картины были каждая по-своему прекрасны.
Фильм "Не смотрите вверх" наследует именно им. И составляет с ними, если угодно, некую трилогию заблуждения. Если первые две картины касались заблуждений экономического и политического толка, то "Не смотрите вверх" добавляет в эту линейку заблуждение социальное, но с уже подразумевающимися провалами по части и политики, и экономики.
В ленте рассказывается история двух ученых: Лоуренс играет нервного, интровертного студента-астронома с дурацкой прической, Кейт Дибиаски, открывшую новую комету; Ди Каприо играет застенчивого доктора астрономии с плавающим моральным компасом, Рэнделла Минди, который понял, что новая комета через несколько месяцев врежется в Землю и уничтожит все человечество. Оба со своим открытием идут сначала к президенту — потешная женская версия Дональда Трампа в исполнении Мерил Стрип и идущий в комплекте с ней крайне гадкий сын в исполнении Джона Хилла (он глава администрации) и находят там ноль заинтересованности в глобальной проблеме. Потом они идут на телевидение (скучный выход видоизмененной Кейт Бланшетт и Тайлера Перри) и находят там примерно то же самое. Люди в большинстве своем отказываются воспринимать угрозу серьезно. Они заняты сиюминутным: быть на позитиве и следить за жизнью звезд (отличный выход Арианы Гранде) для них важнее того, что уничтожит их через несколько месяцев.
Задачу отразить в одном фильме то, как отражается в современном человечестве надвигающаяся катастрофа можно назвать амбициозной и казалось бы Маккей для ее реализации — кандидатура подходящая больше других. Комету можно представить здесь как метафору будущей климатической катастрофы, но это не столь важно. Важна в фильме "Не смотрите вверх" реакция людей. Режиссер, моделируя разные этапы восприятия надвигающейся катастрофы, изучает именно ее и приходит к выводу, что люди уже не могут смотреть на что-либо не через призму маркетинга и соцсетей. И то, и другое уже давно выжгло им мозги.
Идея эта хоть и закладывает смысловую основу фильма, но в то же время она понятна, не нова и соответственно интересна в трагикомедии "Не смотрите вверх" не так сильно как те приемы, которыми режиссер ее обыграет. И вот тут начинаются проблемы. Эмоционально, атмосферно Маккей все два с половиной часа балансирует между сатирой и трагедией. Сатира у него в итоге получается смешной процентов на 20, трагедия пронзительной процентов на 30. Остальное — попросту скучный поток диалогов в разных интерьерах.
В фильме есть выдающиеся моменты: генерал-разводила из Белого дома, вся Мерил Стрип и в частности ее фотография со Стивеном Сигалом, линия с мешками на головах, финальный ужин в доме у доктора Минди, Ариана Гранде. Пекрасны и Ди Каприо со своей бородкой и бегающими глазками, и сдержанная Лоуренс с внезапными приступами праведных истерик.
Плохо то, что эти так точно придуманные эпизодики и персонажи плавают в море очень средних комедийных скетчей и очень средне придуманных остальных персонажей. Герой Джона Хилла — такой собирательный образ ворвавшихся в политику родственников Трампа получился не смешным, а гадким. Хотя настоящие родственники Трампа в большей мере смешны. Герой Марка Райлэнса — это собирательный образ тех-гуру, то есть поле для сатиры невероятно широкое, но и здесь скучный провал. Телевизионная персоналити в исполнении Кейт Бланшетт не выходит за рамки персонажа, которого представляешь, когда слышишь словосочетание "телевизионная персоналити". Появляющийся под конец Тимоти Шаламе, как обычно, играет Тимоти Шаламе.
Плюс ко всему, скетчи со всеми ними не то чтобы сильно связаны между собой. Это не было бы бедой: например, фильм "Марс атакует" — тоже такой набор не очень связанных между собой сюжетных линий, но он брал атмосферой бандитского абсурда, которой здесь нету и в помине. Что, вспоминая какую искру режиссер выбил из биографии политика Дика Чейни, странно.
У Маккея получился не фильм, а мыслящий себя таковым стерильный предапокалиптический новогодний капустник, где недопридуманные номера соседствуют с блистательными озарениями. Поскольку это капустник, хаос современного мира он отразил хорошо. Но вот ни поплясать на его костях, ни поплакать о том, что исправить уже ничего нельзя (а исправить что-то уже и правда вряд ли можно; это на самом деле очень грустная мысль) у режиссера не получилось совершенно.
Автор текста: Мирный Валерий