Необязательная жестокость: поиск смысла в сериале "Игра в кальмара"

Несколько недель назад на Netflix состоялась премьера южнокорейского сериала "Игра в кальмара". Шоу сразу же и без особой поддержки стриминговой платформы вошло в топ-10 самых популярных премьер месяца. Дальше-больше: сериал единолично снятый и написанный не последним южнокорейским автором Хван Дон Хёком стал номером один по просмотрам в 90 странах. От США и Великобритании до родной Кореи. Шоу даже потеснило третий сезон "Полового воспитания" — одного из флагманов Netflix. 

У этой популярности есть вполне закономерные причины, но касаются они к сожалению не идей, которые проговариваются в первой половине сериала, а наглой, броской психологической и физической жестокости, в которую "Игра в кальмара" в итоге полностью скатывается.  

 

Squid_Game

 

Наше время. Окраина Сеула. Безработный Сон Ки Хун живет со своей страдающей от диабета мамой, все добытые деньги неудачно проигрывает на тотализаторе и даже не может нормально поздравить дочь с днем рождения. Вдобавок, за ним охотятся многочисленные кредиторы, которым он должен миллионы вон и которые грозятся распродать должника буквально по частям: глаза и почки по идее должны покрыть долги Сон Ки Хуна. 

Практически точно так же страдает Чхо Сан Воо — выходец из того же неблагополучного района и знакомый детства Ки Хуна. Путь Сан Воо отличается тем, что он сумел поступить в Сеульский университет и вроде как построил карьеру в сфере инвестиций. На этом отличия заканчиваются: парень неудачно вложил деньги клиентов, незаконно попытался скрыть последствия и задолжал бизнесменам и государству миллиарды. 

Хаотично мотаясь по городу, Сон Ки Хун встречает в метро зловещего незнакомца и получает от него странное приглашение. Должнику предлагают поучаствовать в игре, с колосальным денежным призом. О правилах до поры говорят туманно: мужчина находится в настолько отчаянном положении, что услышав слово деньги соглашается и так. Очнувшись в огромном ангаре вместе с практически пятьюстами (порядковый номер Ки Хуна последний, 456-й) такими же как он неудачниками, он встречает растерянного как и все остальные Чхо Сан Воо. 

Игрокам зачитывают правила (участникам надо будет сыграть в шесть южнокорейских детских игр, по одной в день) и предлагают подписать коротенький договор, в котором, среди прочего, проигравших в игре называют "выбывшими". Вскоре, однако, участники столкнутся с уточнением: слово "выбывшие" означает погибшие. За каждого погибшего дают определенную сумму. В конце останется один участник, который и заберет накопившиеся деньги. Играть соглашаются в итоге все.  

 

Squid_Game

 

Невозможно не отметить титаническую работу, которую провел Хван Дон Хёк. В сериале "Игра в кальмара" огромное количество персонажей. Естественно не всем он придумал предысторию, но достаточному для поддержания интереса количеству: есть более или менее четыре героя с хорошо проработанным бэкграундом и еще штук пять с пунктирным. Весь этот драматический лабиринт режиссер упаковал в мир игры, который здесь тоже продуман по примерам: американскому (тот же "Лабиринт"), японскому ("Королевская битва") и не только ("Платформа") триллерам на схожую тематику, когда группа незнакомцев в своем взаимодействии постепенно уменьшаясь пытается выйти из лабиринта, а за мучениями ребят наблюдают заказчики. 

"Игру в кальмара" вообще выгодно отличает (по крайней мере, в самом начале) проработанность вот этой линии с, собственно, игрой. Здесь по-корейски яркие и неожиданные декорации, выдержанный стиль, четкая структура, психологический террор, который провоцирует зрителя задаваться неудобными вопросами. И жестокость, от которой Дон Хёк не отворачивается, а следуя традициям своего кинематографа в его современном виде хладнокровно подчеркивает, цинично напоминает: умереть может каждый, более того — у каждой жизни есть своя очень невысокая цена.        

Вот этот цинизм сериала подсвечивает его основной антикапиталистический посыл. "Игра в кальмара" в этом ключе и в своей первой половине видится жестким поп-манифестом против современной системы, когда во главе угла стоит не человек, а польза, которую он может принести. Коэффициент полезного действия вместо души. Частое упоминание торговлей органами тоже работает здесь в плюс: не можешь расплатиться с долгами своим трудом, расплатишься частями тела. Система съест все. 

 

Squid_Game

 

Но начиная с третьей, четвертой серии шаг за шагом Дон Хёк сам начинает заводить себя в ловушку. Антикапиталистический пафос его манифеста спотыкается и о саму игру, и об ее участников, и о жестокость. 

Чем глубже мы погружаемся в идеологию тайной организации, стоящей за "Игрой в кальмара" тем более мутными становятся ее принципы. Начинали ребята с заявления, что в их игре все участники равны перед лицом победы. В отличие от реального мира, где они влачат жалкое, безнадеждное существование. Но постепенно эта не совсем проработанная мысль забывается и игра скатывается к своему американскому образцу: к банальному развлечению для сильных мира сего. "Випов" как их называют в сериале. 

Размышления на тему "человек человеку — волк или нет?" разбиваются о сложные внутригрупповые отношения, которые, конечно, захватывают, но уносят в детали (кто кого убьет, кто кого подставит), а не к единому выводу. Который прост (и волк, и нет одновременно), но который здесь теряется. 

И последнее — смерти. Их здесь много, к ним быстро привыкаешь и в какой-то момент сериал забывает о том, что это плохо, и наоборот начинает наслаждаться процессом. Маркетинговой уловкой (одной из многих в сериале) становится решение поместить испытания в условия детских игр. Взять что-то невинное и простое и резко поменять правила, поставив на кон не детское разочарование или обиду, а жизни. То что было понарошку здесь по-настоящему. Этот сценарный ход, это извращение невинного дает режиссеру и художникам постановщикам развернуться и показать жестокость во всей красе и тем самым увлечь зрителя.

Проблема в том, что в сериале "Игра в кальмара" все в итоге сводится к увлечению зрителя. Не идеями, а механикой смерти. Стилем интерьеров, в которых поместятся горы трупов. Подчеркнутой, манипулятивной эмоциональностью, которая так хорошо расцветает в рамках детских игр. Игровые площадки — это, вообще, место, где проявляются характеры детей, их хорошие и плохие черты. Хван Дон Хёк точно уловил этот тревожный, скрытый за умилением родителей аспект. И решил таким образом раскрыть характеры своих персонажей. 

Вот только ни к чему новому он не пришел. Сведя свою историю к скачкам, к крысиным бегам, Дон Хёк растерял и антикапиталистический пафос и гуманистический, и из зрителей сделал не людей, которые переживают (при всей проработанности героев, эмпатию в силу специфики их характеров тут никто не вызывает) и думают (под конец сериала идей в нем не остается), а тех "випов", которые в последних сериях, скрываясь за золотыми масками, наблюдают за гибелью несчастных должников. Сон Ки Хун, который у Дон Хёка претендует на центрального персонажа и с которым зритель вроде как может начать себя ассоциировать — слишком амбивалентен, слишком непоследователен, чтобы говорить о серьезной симпатии.  

Сериал "Игра в кальмара" — это парк развлечений и не следует верить тем, кто говорит, что его тяжело смотреть из-за ультранасилия. Из-за ультранасилия в стиле диснейлэнда, из-за расчетливо нагнетаемого напряжения смотреть его как раз очень легко. Дон Хёк провалился здесь во многом, но с этим справился отлично.

А более зрелые размышления на тему капитализма и классовости общества можно найти в тех же "Паразитах" Пон Чжун Хо.  

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.02.2025
Не пройшло й декількох днів після перехоплення Amazon MGM Studios творчого контролю над франшизою про Джеймса Бонда, як засновник Amazon та нинішній виконавчий голова компанії Джефф Безос поставив пит...
Далее
21.02.2025
Це несподіваний поворот подій, який може призвести до деградації історії про найвідомішого шпигуна у світі: Amazon MGM Studios бере на себе креативний контроль над франшизою Джеймса Бонда. Новина, яка...
Далее
21.02.2025
Нещодавно стало відомо, що Мартін Скорсезе виступить виконавчим продюсером серіальної адаптації свого фільму "Мис Страху", але наразі режисер підготував для нас дійсно цікавий проєкт: кримінальну драм...
Далее