"Окча": экологическая сказка от режиссера фильма "Сквозь снег"
Картина южнокорейского режиссера Пон Джун Хо - автора мощной антиутопии "Сквозь снег", драмы "Мать", фильма про монстра "Вторжение динозавра" и грандиозного криминального триллера "Воспоминания об убийстве" - то есть чуть ли не лучших южнокорейских лент, "Окча" была одной из главных премьер Каннского кинофестиваля и первой половины 2017 года.
Фильм создавался под крылом Netflix, что сразу стало причиной маленького скандала в Каннах. Французским прокатчикам не понравилось, что в основном конкурсе их родного фестиваля участвует фильм, который не выйдет во французский прокат. Организаторы пугливо извинялись и обещали поменять правила. Тильда Суинтон, разделившая актерские и продюсерские обязаности в "Окче", сделала пару колких и точных замечаний в ответ. Картину же приняли тепло, но без восторгов, что затушило скандал, а вместе с ним и всеобщее ожидание фильма.
2007 год. Глава пищевого гиганта "Мирандо" Люси Мирандо объявляет запуск нового амбициозного проекта, нацеленного побороть голод во всем мире. В центре проекта - генномодифицированная суперсвинья. Ее мясо вкуснее, ее размеры больше, она потребляет меньше пищи и производит меньше отходов. Вместо того, чтобы просто запустить массовое производство свиной вырезки, руководство "Мирандо" решает пойти на ловкий маркетинговый ход и повысить свой статус в глазах конечного потребителя: отдать фермерам по всему миру по одной свинье - на вырост. Чье животное по прошествии десяти лет будет самым упитанным и красивым, получит приз.
Хозяйство южнокорейского фермера Хиибонга находится в горах. Туда же присылают и свинку, которая становится лучшим другом маленькой внучки фермера - Миджи. Та нарекает свинку Окчей, гуляет с ней по горам, ночует в амбаре, кормит и прикипает к зверю всей душой. Одна из причин в том, что Миджа очень одинока. Вторая - в том, что побочным продуктом генномодифицированных питательных свойств Окчи (и других суперсвинок) становится высокий интеллект. Она, как собака - все понимает, только сказать не может.
Приходит 2017 год. Окчу забирают в Нью-Йорк, чтобы публично наградить медалью и уже непублично разрезать на скотобойне. Миджа, не думая, отправляется вслед за грузовиками "Мирандо", чтобы спасти лучшего друга.
С одной стороны, медийный шум вокруг "Окчи" поутих совершенно закономерно. История преданной дружбы пополам с антиглобалистским триллером так и не может определиться, комедией она является или драмой, что сбивает зрителя с толку. Здесь можно возразить, что южнокорейское кино всегда славилось смешением жанров, но в случае с "Окчей" Пон Джун Хо так и не смог добиться гармонии. В фильме шутят и плачут чаще невпопад.
С другой стороны, "Окча" - редкий зверь в мировом кинематографе: странная сказка про девочку и гигантскую свинью, сделанная с большой любовью и умом талантливыми, знаменитыми людьми. Чего только стоит трепетное разглядывание камерой Дариуса Хонджи каждой складочки на теле Окчи. Режиссер Пон Джун Хо, кажется, окончательно утвердился в своем методе: эклектика пополам с эксцентричностью и хитрым месседжем в середине. Точно так же, как в фильме "Сквозь снег", режиссер обозначает проблему (зачастую экологической направленности), но не дарит нам простоту решения.
Будучи взрослым трезвомыслящим человеком, а значит не идеалистом, Пон Джун Хо понимает, что мировое зло победить невозможно. Финал "Окчи" в этом плане совершенно предсказуем, а фраза насчет того, что конечный потребитель употребит все независимо от уровня скандальности производителя, вообще в точку. Но если приложить усилия и веру в себя, то можно одержать маленькую победу. Сделает это мир лучше или нет - вопрос не главный. Главное, что лучше станет тебе. Своеборазный пример внутренней эмиграции.
Несмотря на эмоциональную нестабильность фильма, Пон Джун Хо остается прекрасным рассказчиком, держит темп и не дает своей дикой истории выйти из-под контроля. Есть соблазн окрестить "Окчу" одой вегетарианству, что будет в корне неверно. Герои, даже самые положительные, здесь спокойно едят рыбу, а пищевые крайности высмеиваются. Фильм Пон Джун Хо, скорее, притча о пороках общества потребления и личной инициативе, как способе борьбы. Поданная в обертке эксцентричной трагикомедии, эта история имеет все шансы достучаться до зрительских сердец. Главное - дать ей этот шанс.
Автор текста: Мирный Валерий