"Оскар-2017": скучная церемония с неожиданным финалом
Ничто не предвещало, что церемония вручения премии "Оскар" в 2017 году запомнится чем-то особенным, кроме первой победы мюзикла со времен "Чикаго" Роба Маршалла в 2002 — "Ла-Ла Лэнда". Расклады были довольно предсказуемыми и слабая интрига сохранялась разве что в категории "Лучшая мужская роль", где Дензел Вашингтон (победитель в соответствующей номинации Гильдии актеров США) соперничал с Кейси Аффлеком (лауреатом, более менее, всех остальных американских премий в этом году). "Оскар" совершенно справедливо достался Аффлеку. Он сыграл новый для себя материал (в отличие от Вашингтона) и продемонстрировал выдающиеся актерские способности. Собственно, и интриги здесь не должно было быть.
Вплоть до финала церемонии все шло максимально предсказуемо. В технических категориях побеждали: "По соображениям совести" (монтаж, звук), "Прибытие" (монтаж звука), "Фантастические твари и где они обитают" (костюмы) и "Ла-Ла Лэнд" (музыка, художник-постановщик). Лучшими второплановыми актерами совершенно заслуженно становились Виола Дэвис ("Ограды") и Махершалла Али ("Лунный свет"). "Оскар" за операторскую работу, несмотря на маленькую интригу с фильмом "Лев", получил Линус Сандгрен за работу над "Ла-Ла Лэндом".
Кеннет Лонерган получил утешительный приз за лучший оригинальный сценарий ("Манчестер у моря"), а Барри Дженкинс и Тарелл Элвин МакКрейни за лучшую адаптацию пьесы последнего — "Лунный свет". Эмма Стоун, как и предполагалось, взяла "Оскар" за лучшую женскую роль, обойдя Натали Портман и Изабель Юппер. Портман в "Джеки" Пабло Ларраина сыграла, наверное, свою самую сложную роль, но награда у нее уже есть (за "Черный лебедь"). Номинация для Юппер выглядит уже победой: иностранные актеры редко номинируются на "Оскар". В фильме "Она" Пола Верховена актриса продемонстрировала все, на что способна. Это очень смелая, непредсказуемая роль, построенная на полутонах, но академики решили не нарушать порядок вещей и наградить свою: Эмме Стоун предстоит еще много работы в Голливуде.
Наши призрачные надежды на "Оскар" для Марен Аде в категории "Лучший фильм на иностранном языке" ("Тони Эрдманн") не оправдались. Политическая конъюнктура сыграла свою роль: выиграл иранец Асгар Фархади со своим фильмом "Коммивояжер" — картиной сильной во всех смыслах, кроме одного - здесь Фархади не показал ничего нового. Квазидетектив, замешанный на национальных особенностях страны, уже был разыгран режиссером и сценаристом в фильме "Развод Надера и Симин". И тогда это выглядело куда свежее и интереснее.
Лучшим режиссером стал Дэмьен Шазелл за работу над фильмом "Ла-Ла Лэнд". Картину полюбили зрители, она успешно идет в мировом прокате и Шазелл получил все предварительные призы в этой категории. Здесь тоже без неожиданностей. Самое интересное началось в конце, когда "Оскары" за лучший фильм поднялись получать продюсеры "Ла-Ла Лэнда". Никого не удивила победа мюзикла с Эммой Стоун и Райаном Гослингом по причинам, описанным выше. Главную награду церемонии вышли объявлять Фэй Данауэй и Уоррен Битти. У обоих великое прошлое за спиной и объединил их на одной сцене фильм "Бонни и Клайд" 1967 года. Картина Артура Пенна положила начало Новому Голливуду, из которого вышли лучшие режиссеры последних сорока лет: Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас и Стивен Спилберг и многие другие.
После небольшой заминки Фэй Данауэй назвала победителя — "Ла-Ла Лэнд". Впоследствии же выснилось, что ей с Битти дали не тот конверт: в нем было написано имя Эммы Стоун и название фильма, за который наградили актрису — "Ла-Ла Лэнд". Главный же "Оскар" предназначался продюсерам гораздо менее масштабной картины — "Лунному свету" Барри Дженкинса. Здесь можно посмотреть на произошедшее. Получилось неудобно: команда "Ла-Ла Лэнда" вышла на сцену, продюсеры начали говорить благодарственные речи, но в какой-то момент выяснилось, что все зря.
Причину такого сбоя легко объяснить человеческим фактором. Причину победы "Лунного света" легко объяснить победой фильма "Скрытые фигуры" на церемонии вручения премии Гильдии актеров. Видимо, голоса академиков разделились настолько, что не хватило ни для победы "Ла-Ла Лэнда", ни для победы "Скрытых фигур". Пусть и с заминкой, но на "Оскаре" победил фильм, который не обращается в прошлое и не транслирует беспочвенные и радужные мечты (о будущем, о жизни, не важно). "Лунный свет" — красивый, очень личный фильм про здесь и сейчас. Интимность в нем незаметно сочетается с актуальностью и правдой.
Конечно, можно сказать, что Америка в лице Голливуда показала, что не витает в облаках и готова к внутренним вызовам, которых в стране сейчас предостаточно. А можно просто порадоваться за отличный фильм, который неожиданно получил главный приз из рук двух пожилых актеров, стоявших у истоков революции в американском кинематографе много лет назад и до сих пор, вольно или невольно, участвующих во внештатных ситуациях.
Читайте также: КРАСНАЯ ДОРОЖКА "ОСКАР-2017": НОМИНАНТЫ, ЗВЕЗДНЫЕ ГОСТИ, ПЛАТЬЯ
Автор текста: Мирный Валерий