"Оскар-2021": Главные победители и неожиданности церемонии
В Лос-Анджеле состоялась церемония вручения премии "Оскар". По причинам внешним (год пандемии) и внутренним (желание Американской академии кинематографических искусств и наук меняться) она не была похожа ни на одну из предыдущих. Одним из продюсеров шоу стал Стивен Содерберг — режиссер умеющий обращаться с формой как мало кто. Забавный факт — в 2011-м Содерберг выпустил фильм "Заражение", который очень часто вспоминали в начале прошлого года как раз в связи с пандемией вызванной новым коронавирусом.
Что касается церемонии, то было принято решение перенести ее действие из традиционного театра "Долби" (где "Оскар" проводят с 2002 года) в помещение вокзала Union Station — гораздо более кинематографического и менее пафосного места. Плюс — периодически в прямом эфире выходили объявлявшие каждый свою категорию Саша Барон Коэн (из Австралии), Пон Чжун Хо (из Южной Кореи), Оливия Колман (из Лондона). Музыкальные номера впервые в истории премии были записаны заранее.
Нельзя сказать, что итоговый результат потряс воображение, но смена места, уменьшение хронометража, насколько возможно живой подход к съемке сделали "Оскар" чуть ближе к зрителю.
Что касается победителей, то тут до поры до времени все шло более или менее предсказуемо. "Оскар" за лучший оригинальный сценарий достался дебютантке в большом кино Эмеральд Феннелл (спорная, но симпатично сделанная черная комедия "Девушка, подающая надежды"), награду за лучшую адаптацию получили авторы фильма "Отец" (Кристофер Хэмптон и Флориан Зеллер), лучшим полнометражным мультиком был признан пиксаровский "Душа" (а хотелось бы, чтобы это был "Легенда о волках"), лучшими композиторами — авторы саундтрека к "Душе" Трент Резнор, Аттикус Росс и Джо Батист (у Резнора и Росса это уже второй "Оскар").
"Оскар" за лучший иностранный фильм увез домой Томас Винтерберг (любимец публики, фильм "Запой"). Лучшим фильмом года стал, как и предполагалось практически со 100-процентной уверенностью, "Земля кочевников" — трогательная, наполовину сымпровизированная история про Америку, которая превратилась из страны первооткрывателей в страну бездомных. Лучшим режиссером стала автор "Земли" Хлоя Чжао — вторая женщина в истории с режиссерским "Оскаром" в руках и первая американка китайского происхождения с ним же.
Не было сюрпризов и во второплановых актерских номинациях. Лучшим актером тут стал Дэниел Калуя, сыгравший лидера Черных пантер Фреда Хэмптона в хорошем фильме "Иуда и чёрный мессия". Лучшей актрисой — ветеранка корейского кинематографа Юн Ёджон за роль анархического склада ума бабушки в отличном фильме "Минари". Обе награды ушли совершенно заслуженно и по адресу.
Главный сюрприз устроители церемонии оставили на потом. Впервые в истории "Оскара" было принято решение закончить раздачу не наградой за "Лучший фильм", а наградами за лучшую мужскую и женскую роли. Необычный драматический поворот, реверанс Содерберга в сторону актеров. И тут произошло то, чего никто не ожидал. Лучшей актрисой была признана Фрэнсис Макдорманд за роль в фильме "Земля кочевников" (это ее третий главный "Оскар"; всего же Макдорманд четвертая женщина в истории получившая три актерских "Оскара"; из живых рядом с ней только Мерил Стрип). Многие ставили в этой категории на Виолу Дэвис — темнокожую ветеранку американского кино, у которой уже есть "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана, но нету главного. Дэвис отлично сыграла в фильме "Черный зад Ма Рейни", но стоит признать, что роль Макдорманд была глубже и релевантней моменту.
"Оскар" за лучшую мужскую роль, оглядываясь на всеобщий консенсус, должен был посмертно получить Чедвик Боузман (та же биографическая драма "Черный зад Ма Рейни"). Это давняя традиция Киноакадемии. Но и с ней в этот раз пришлось попрощаться: победителем был назван Энтони Хопкинс за роль в фильме "Отец". И тут стоит признать, что хоть Боузман и сыграл на нерве, но работа пожилого англичанина была сложнее и глубже и задевает она, соответственно, на совершенно другом уровне.
В главных актерских номинациях победили и вправду сильнейшие. Даже если это белые мужчина и женщина пенсионного возраста. Вообще, в этом ключе расклад победителей в 2021 году можно назвать насколько это возможно правильным: межрасовый баланс, калейдоскоп тем, справедливость, удивление — "Оскар" в этом апреле угодил многим. А значит оправдал свое существование еще на один год.
Автор текста: Мирный Валерий