От худшего к лучшему: рейтинг "Чужих"
В четверг выходит новая глава в истории про "Чужих" - франшизы, которая явно заслуживала большего внимания от своих создателей. В этом фильмы про космических монстров и людей отдаленно напоминают историю с "Терминатором", когда достижения отцов-основателей (Джеймс Кэмерон) пыталась похоронить серия совершенно неудачных и бездарных сиквелов ("Чужой против Хищника", все "Терминаторы" "нулевых"). Но робот из будущего выжил, точно так же, как выжил ксеноморф. В предверии выхода фильма "Чужой: Завет" вспоминаем прошлые части. Попытаемся разобраться, что пошло не так в одних и в чем преуспели другие. Для спортивного интереса расставим их в порядке: от худшего к лучшему. Все это в некоторой степени условность, потому что из-за частых конфликтов, постоянных сценарных доработок, разных команд, работавших над фильмами, каждая лента получилась о разном и по-разному. Таким образом, даже самой неудачной серии было что добавить в канон.
"Чужой: Воскрешение". Жан-Пьер Жёне. 1997 год.
Последняя серия в канонической тетралогии и первая с конца в нашем списке. Здесь ручки эмоций выкручены до предела, действие иногда оборачивается театром абсурда, а научная фантастика носит явные признаки гротеска. Сценарий картины написал известный сейчас - в эпоху гиков, но не имевший большого веса в индустрии по состоянию на 97-й Джосс Уидон ("Миссия "Серенити", "Мстители", "Баффи - истребительница вампиров"). Студия 20th Century Fox наняла его, когда не досчиталась положенных миллионов после выхода третьего фильма в 1992 году. Сигурни Уивер сначала артачилась, но после озвученного гонорара (11 миллионов долларов) и обещанной должности сопродюсера - согласилась. Четвертый фильм планировали сделать в духе первых двух: с атмосферой безысходности, клаустрофобии, но и с долей экшена, помноженного на научную фантастику. Сбой в системе произошел на уровне кастинга режиссера. Им, видимо, посчитав, что, во-первых, иностранец обойдется дешевле, а, во-вторых, привнесет в фильм определенную оригинальность, выбрали француза Жан-Пьера Жёне - талантливого автора, но в одной узкой области - избыточного, нереалистичного, гипертрофированного кино. До "Чужого" Жене поставил "Деликатесы" и "Город потерянных детей" (на пару с Марком Каро), после - кукольную "Амели". С "Чужим" он сделал примерно то же самое: забил на ужасы и клаустрофобию и в рамках жанра поиграл с фактурой. Получилось, конечно, на любителя, но не без обаяния. В чем-то идеальное завершение тетралогии.
"Чужой3". Дэвид Финчер. 1992 год.
Тот самый фильм, после которого 20th Century Fox не досчиталась своих миллионов, а продюсеры, работавшие над серией с самого начала: Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, категорически отказались работать над ней дальше. Все дело в конфликте режиссера - дебютанта Дэвида Финчера и продюсеров, которые постоянно пытались вмешаться в творческий процесс. По состоянию на 1992-й Финчер снял клип Мадонне ("Vogue"), пару клипов Билли Айдолу (который тогда еще был звездой), Поле Абдул ("Forever Your Girl"), Aerosmith ("Janie’s Got a Gun") и так далее. То есть пришел к своему дебюту в художественном кино с базой и амбициями (учитывая имена). И принципам своим изменять не хотел. По пути к зрителю "Чужой3" претерпел больше всего метаморфоз из всех фильмов серии. Над сценарием в разное время работали: великий Уильям Гибсон, Эрик Рэд ("Попутчик", "Почти полная тьма") и Дэвид Туи ("Чернокнижник"). Действие должно было охватить чуть ли не половину галактики, но в итоге скукожилось до полузаброшенной тюрьмы на отдаленной планете. Тем не менее Финчер выжал из замкнутого пространства бывшего литейного завода "Вэйланд-Ютани" все что мог. Или - все что смог отвоевать в битве со студией. Фильм получился сумбурный, особенно если смотреть расширенную версию 2004 года, но с атмосферой безысходности и липкого ужаса здесь все было в порядке. Плюс - "Чужой3" сделан с присущим Финчеру вкусом. Фильм добавил к канону - чужого из собаки и послужил мостиком к четвертой части, где должны были клонировать Рипли. Остальное, к сожалению, сгорело в битве режиссера и продюсеров.
"Прометей". Ридли Скотт. 2012 год.
В "Прометее" Ридли Скотт не просто вернулся к истории "Чужих" в формате "в космосе никто не услышит твоего крика" (что было бы скучно и спекулятивно), но начал писать Библию ксеноморфа. Пока что с двумя авторами: мятежным и чересчур человечным адроидом Дэвидом и целеустремленной доктором Элизабет Шоу. Оба искали ответы. У каждого были свои методы. Результат понравился не всем: сценаристы Джон Спэйтс и Деймон Линделоф, как и в других своих работах чересчур увлеклись концептом - путешествием из точки А в точку Б, и совершенно забыли грамотно прописать большинство персонажей. Но к выходу фильма "Чужой: Завет" пришла пора переосмыслить место "Прометея" в каноне. Фильм вывел историю про космического монстра из темных коридоров на свет: расширил границы вселенной "Чужих", провел четкую линию между людьми, расой Инженеров и в будущее, к чудовищному результату биологических экспериментов - ксеноморфу. Несмотря на некоторые сценарные недочеты, "Прометей" - визуально совершенный фильм с отличными актерскими работами и смелой идеей в середине.
"Чужие". Джеймс Кэмерон. 1986 год.
Официально - лучший сиквел серии и один из лучших сиквелов вообще. Отсюда и второе место в нашем списке. Ридли Скотт снял остросюжетный эстетский хоррор. Кэмерон же первым показал вариативность подходов к миру Чужих и снял боевик в космосе. Продюсеры, как всегда, не знали, что они хотят сделать с продолжением: под вопросом было даже присутствие Рипли. Слава Богу в середине 80-х произошло два события: Кэмерон увлекся темой войны во Вьетнаме (на фоне написания сценария ко второму "Рэмбо"), а Дино Де Лаурентис забрал у него из под носа Арнольда Шварценеггера и у режиссера образовалось окно в 9 месяцев перед съемками "Терминатора". Так родился сценарий "Чужих". Получила развитие линия сильных женских персонажей: к протагонисту лейтенанту Эллен Рипли добавилась главный антагонист - королева Чужих. Но главное - Кэмерон продемонстрировал насколько эта история - богатый и благодарный материал в умелых, талантливых и свободных руках. Фильм собрал отличную кассу (180 миллионов с прокатным рейтингом "R"), а Сигурни Уивер получила номинацию на "Оскар" за лучшую женскую роль. В научно-фантастическом боевике. Таким образом, Академия признала значимость жанра, а актриса официально стала "Королевой фантастики".
"Чужой". Ридли Скотт. 1979 год.
Как многие великие и значимые вещи появление первого фильма про Чужих сопровождалось кучей кадровых перестановок, пересмотров концепций, в общем, случайных, интуитивных решений. Так родился, возможно, самый значительный, необычный и пугающий научно-фантастический фильм. Стенли Кубрик в 1968-м ("Космическая одиссея 2001 года") поднял жанр на невиданную раньше технологическую и эстетичскую высоту. И продемонстрировал, что с помощью фантастики можно говорить на сложные, возвышенные, экзистенциальные темы. Ридли Скотт не просто сохранил, но развил все вышеперечисленное и открыл миру другую сторону медали: космос - это мертвое, безразличное, смертельно опасное пространство. Ксеноморф - воплощение сознательных страхов и подсознательных стремлений. Кошмарное и неодолимое Оно, скрывающееся во тьме. До поры. Сигурни Уивер создала сильного, сексуального, ранимого и тоже непобедимого, как выяснилось впоследствии, персонажа. Открыв миру новую грань женских актерских работ. Невероятно радосто, что спустя почти сорок лет Скотт вернулся к своему детищу сначала в "Прометее", а теперь в продолжении - "Чужой: Завет", и сбивчиво обещает развивать серию дальше (в двух, трех или четырех фильмах). Ключевое слово здесь "развивать": вселенная "Чужого" обрастает мифологией - глобальной, богоборческой. Если первые четыре фильма можно условно назвать Ветхим заветом, то следующие два (и сколько их будет дальше) - безусловно Новым.
Автор текста: Мирный Валерий