"Призрак в доспехах": Скарлетт Йоханссон в поисках себя

Не столь отдаленное будущее. Человечество стало на один шаг ближе к бессмертию, научившись улучшать свои тела с помощью кибернетических девайсов. Любители выпить ставят механическую печень, секретарши - дополнительные пальцы, кто хочет повысить меткость меняет глаза и так далее. Следующий логичный шаг - заменить все тело, оставив только мозг - вместилище сознания. Первым таким кибернетическим человеком, "призраком в доспехах", вынужденно стала майор Мира Киллиан. Вынужденно потому, что ее человеческое тело непоправимо пострадало в результате террористической атаки. Так ей сказали создавшая Миру доктор Уэлет и организовавшие процесс представители Hanka Robotics - компании-монополиста в области кибер-технологий. 

 

ghost-in-the-shell

 

Майор - потому что Мира сразу после "рождения" поступила на службу в "Девятый отдел" - контртеррористическую группу во главе с неким Дайсукэ Арамаки. Став по очевидным причинам лучшим оперативником, Мира Киллиан по тем же очевидным причинам терзается проблемами экзистенциального толка: она человек или машина? Подсказка, как это часто бывает, приходит с неожиданной стороны: неуловимый кибер-террорист Кудзэ планомерно уничтожает верхушку Hanka Robotics. У такой настойчивости явно личный характер, что и выясняет Мира, по пути проливая свет на свое прошлое. 

Главная претензия к фильму режиссера Руперта Сандерса на Западе касается подбора актеров - это так называемое "whitewashing" (в переводе звучит не менее коряво - "выбеливание"), слава богу, не имеет никакого значения у нас. Кастинг Скарлетт Йоханссон в американский ремейк классики аниме видится совершенно логичным ходом: она популярна (особенно после "Люси" и "Мстителей"), ее внешность идеально подходит для такого фильма (не стоит забывать, что лица японские аниматоры рисуют похожими и на европейцев, и на японцев), Йоханссон "собаку съела" на ролях женщин насколько сексуальных настолько же и опасных (будь-то секретный агент, идиотка, инопланетянин или киборг), плюс - создатель оригинальной ленты 1995 года Мамору Осии высказался в том смысле, что совершенно не понимает из-за чего весь сыр-бор с кастингом. А кто мы такие, чтобы спорить с Мамору Осии?  

 

Пилу Асбек

 

В остальном подбор актеров стремится к совершенству. Такэси Китано играет старичка с секретом, Жюльет Бинош - доброго доктора с тайной, Пилу Асбек, как и положено, верного пса, а Майкл Питт - харизматичное чудовище. В конце концов, место действия точно не обозначено, а процесс глобализации в будущем вряд ли будет остановлен. 

Возвращаясь к фильму, первое, что бросается в глаза - новый "Призрак в доспехах" совершенно, беззастенчиво красив. И сказать это можно не только о тех кусках, которые Сандерс стащил из аниме 1995 года, что тоже надо уметь, но вообще обо всей картине. Здесь еще напрашивается сравнение с "Бегущим по лезвию" Ридли Скотта, за вычетом кислотных дождей и вечной ночи. Мир "Призрака" - это еще не совсем испорченное человеком будущее, которое легко может случиться. Кто его знает, может через пару десятков лет прорыва в генной инженерии так и не произойдет и мы пойдем по более механическому, искусственному пути развития.   

 

Ghost-in-the-Shell-2017

 

Сюжетно версия американцев в несколько упрощенном виде повторяет первое аниме. Вторую часть Мамору Осии показал в 2004-м, и она была напорядок сложнее своего предшественника. Сюда создатели нового фильма решили даже не соваться. По форме "Призрак в доспехах" - наур, детектив с червоточиной. Сандерс и компания немного акцентировали романтическую линию и поработали над прошлым майора: адаптировали их под американский рынок. Все вместе: и форма, и содержание работает в "Призраке" отлично. Но здесь кроется и главный недостаток картины: мы все это видели. Если не в аниме, то в трилогии "Матрица" сестер Вачовски, которые им вдохновлялись. И не просто видели, а давно закрыли гештальт.

Создатели "Призрака в доспехах" старались бережно перенести сюжет и проблематику оригинала, корпели над эстетикой, пытались угодить широким слоям населения и другим - более взыскательным. Где-то преуспели, где-то, как видно, нет. Но забыли привнести в свой фильм что-то новое и авторское. Ведь "Призрак в доспехах" помимо прочего еще и очень редкий голливудский продукт: 110-миллионный фильм, поставленный по аниме. Последний раз на это поле заходили те же Вачовски со своим "Спиди Гонщиком". Если ввязываетесь в такую затею, то постарайтесь уже сделать авторское переосмысление материала. Этим, по-видимому, сейчас занимается Дени Вильнев в своем продолжении "Бегущего по лезвию". Но у него не так связаны руки, да и талант другого порядка. 

Парадоксальное отсутствие автора делает "Призрак в доспехах" легкой мишенью для критики. Чем многие и поспешили воспользоваться. А зря. Если расслабиться и чуть занизить ожидания, то фильм раскроется с совершенно другой стороны: на Западе, наконец, научились адаптировать классику аниме. Ведь загвоздка всегда была чисто технического характера: кастинг, эстетика, сюжет. И здесь "Призрак в доспехах" преуспел. Осталось найти смелого режиссера с авторитетом в индустрии. 

 

Ghost-in-the-Shell-2017

 

Автор текста: Мирный Валерий

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее