"Призрак в доспехах": Скарлетт Йоханссон в поисках себя

Не столь отдаленное будущее. Человечество стало на один шаг ближе к бессмертию, научившись улучшать свои тела с помощью кибернетических девайсов. Любители выпить ставят механическую печень, секретарши - дополнительные пальцы, кто хочет повысить меткость меняет глаза и так далее. Следующий логичный шаг - заменить все тело, оставив только мозг - вместилище сознания. Первым таким кибернетическим человеком, "призраком в доспехах", вынужденно стала майор Мира Киллиан. Вынужденно потому, что ее человеческое тело непоправимо пострадало в результате террористической атаки. Так ей сказали создавшая Миру доктор Уэлет и организовавшие процесс представители Hanka Robotics - компании-монополиста в области кибер-технологий. 

 

ghost-in-the-shell

 

Майор - потому что Мира сразу после "рождения" поступила на службу в "Девятый отдел" - контртеррористическую группу во главе с неким Дайсукэ Арамаки. Став по очевидным причинам лучшим оперативником, Мира Киллиан по тем же очевидным причинам терзается проблемами экзистенциального толка: она человек или машина? Подсказка, как это часто бывает, приходит с неожиданной стороны: неуловимый кибер-террорист Кудзэ планомерно уничтожает верхушку Hanka Robotics. У такой настойчивости явно личный характер, что и выясняет Мира, по пути проливая свет на свое прошлое. 

Главная претензия к фильму режиссера Руперта Сандерса на Западе касается подбора актеров - это так называемое "whitewashing" (в переводе звучит не менее коряво - "выбеливание"), слава богу, не имеет никакого значения у нас. Кастинг Скарлетт Йоханссон в американский ремейк классики аниме видится совершенно логичным ходом: она популярна (особенно после "Люси" и "Мстителей"), ее внешность идеально подходит для такого фильма (не стоит забывать, что лица японские аниматоры рисуют похожими и на европейцев, и на японцев), Йоханссон "собаку съела" на ролях женщин насколько сексуальных настолько же и опасных (будь-то секретный агент, идиотка, инопланетянин или киборг), плюс - создатель оригинальной ленты 1995 года Мамору Осии высказался в том смысле, что совершенно не понимает из-за чего весь сыр-бор с кастингом. А кто мы такие, чтобы спорить с Мамору Осии?  

 

Пилу Асбек

 

В остальном подбор актеров стремится к совершенству. Такэси Китано играет старичка с секретом, Жюльет Бинош - доброго доктора с тайной, Пилу Асбек, как и положено, верного пса, а Майкл Питт - харизматичное чудовище. В конце концов, место действия точно не обозначено, а процесс глобализации в будущем вряд ли будет остановлен. 

Возвращаясь к фильму, первое, что бросается в глаза - новый "Призрак в доспехах" совершенно, беззастенчиво красив. И сказать это можно не только о тех кусках, которые Сандерс стащил из аниме 1995 года, что тоже надо уметь, но вообще обо всей картине. Здесь еще напрашивается сравнение с "Бегущим по лезвию" Ридли Скотта, за вычетом кислотных дождей и вечной ночи. Мир "Призрака" - это еще не совсем испорченное человеком будущее, которое легко может случиться. Кто его знает, может через пару десятков лет прорыва в генной инженерии так и не произойдет и мы пойдем по более механическому, искусственному пути развития.   

 

Ghost-in-the-Shell-2017

 

Сюжетно версия американцев в несколько упрощенном виде повторяет первое аниме. Вторую часть Мамору Осии показал в 2004-м, и она была напорядок сложнее своего предшественника. Сюда создатели нового фильма решили даже не соваться. По форме "Призрак в доспехах" - наур, детектив с червоточиной. Сандерс и компания немного акцентировали романтическую линию и поработали над прошлым майора: адаптировали их под американский рынок. Все вместе: и форма, и содержание работает в "Призраке" отлично. Но здесь кроется и главный недостаток картины: мы все это видели. Если не в аниме, то в трилогии "Матрица" сестер Вачовски, которые им вдохновлялись. И не просто видели, а давно закрыли гештальт.

Создатели "Призрака в доспехах" старались бережно перенести сюжет и проблематику оригинала, корпели над эстетикой, пытались угодить широким слоям населения и другим - более взыскательным. Где-то преуспели, где-то, как видно, нет. Но забыли привнести в свой фильм что-то новое и авторское. Ведь "Призрак в доспехах" помимо прочего еще и очень редкий голливудский продукт: 110-миллионный фильм, поставленный по аниме. Последний раз на это поле заходили те же Вачовски со своим "Спиди Гонщиком". Если ввязываетесь в такую затею, то постарайтесь уже сделать авторское переосмысление материала. Этим, по-видимому, сейчас занимается Дени Вильнев в своем продолжении "Бегущего по лезвию". Но у него не так связаны руки, да и талант другого порядка. 

Парадоксальное отсутствие автора делает "Призрак в доспехах" легкой мишенью для критики. Чем многие и поспешили воспользоваться. А зря. Если расслабиться и чуть занизить ожидания, то фильм раскроется с совершенно другой стороны: на Западе, наконец, научились адаптировать классику аниме. Ведь загвоздка всегда была чисто технического характера: кастинг, эстетика, сюжет. И здесь "Призрак в доспехах" преуспел. Осталось найти смелого режиссера с авторитетом в индустрии. 

 

Ghost-in-the-Shell-2017

 

Автор текста: Мирный Валерий

18.04.2024
Опубліковано трейлер нового фільму М. Найт Шʼямалана "Западня" — психологічного трилеру про чоловіка та його неповнолітню доньку, які прийшли на концерт популярної співачки, втім, як виявилось згодом...
Далее
18.04.2024
Мартін Скорсезе не дивлячись на вік (81) продовжує знімати один епік за іншим: "Вовк з Уолл-стріт", "Ірландець", "Вбивці місячної квітки" під ряд. Всі ці фільми отримали купу номінацій на "Оскар" (сор...
Далее