"Удача Логана": Ченнинг Татум и Дэниел Крейг грабят NASCAR
В далеком уже 2013-м Стивен Содерберг на словах попрощался с большим кино. Чтобы в том же году переметнуться в малое - телевизор. Великий режиссер сделал два успешных проекта: один для HBO ("За канделябрами"), второй для его дочернего подразделения Cinemax ("Больница Никербокер"). Плюс - была еще парочка сериалов, где Содерберг работал исполнительным продюсером (телеверсия "Девушки по вызову" и веб-ситком "Красные дубы"), но создавалось впечатление, что режиссер ждет подходящего повода, чтобы вернуться в привычный ему кинематограф.
Сценарий "Удачи Логанов" пришел из ниоткуда и стал таким поводом. По словам самого Содерберга, ему его передал один друг и попросил предложить потенциальных режиссеров. Прочитав рукопись, создатель трилогии "Оушенов" решил, что этот потенциальный режиссер - он сам. Во-первых, проект идеально вписывался в его фильмографию: ансамблевая история ограбления, действие происходит в провинциальной Америке, куча фактурных персонажей. Чем тебе не новые "Оушены"? Во-вторых, фильм "Удача Логанов" идеально подходил для очередного эсперимента Содерберга: на сей раз с финансированием картины и ее дистрибуцией.
Все известные актеры работали в его фильме за минимальный гонорар, но с потенциальной прибылью от проката. Это позволило сильно сократить бюджет и сохранить качество ленты. План не сильно удался: в родном американском прокате фильм "Удача Логана" провалился (ну или сильно не добрал), что однако ничего не говорит о самой картине (она отличная), а, скорее, о том, что истории про ограбления сейчас не в моде.
Западная Виргиния, наши дни. Джимми Логана, некогда подававшего надежды, но из-за травмы вынужденного завершить карьеру футболиста, увольняют с работы (строителем). Причина та же - травма колена. Бывшая жена Джимми переезжает с новым мужем и его (Джимми) дочерью в далекий Линчбург. Денег у него нет даже на то, чтобы сходить с дочкой в кино, не говоря уже о найме адвоката. Зато у Джимми есть план. Родился он до того как его уволили или после - неважно: Джимми хочет ограбить хранилище денег под стадионом.
Дело в том, что во время подземных работ его бригада случайно сделала дыру в стене. Там Джимми увидел пневматические трубы, по которым из касс сверху стадиона перемещается наличка в закрытое хранилище. Джимми хочет вмешаться в этот отлаженный процесс и украсть дневную выручку во время проведения популярных гонок NASCAR с названием Coca-Cola 600. Для своих целей бывший футболист ангажирует однорукого брата - ветерана Ирака, специалиста по взрывам Джо Бабаха и его братьев-реднеков, а еще свою сестру. План - тонконастроенный и многоуровневый. О репутации Джимми и его семьи в округе красноречиво говорит распространенное в простонародье словосочетание "проклятье Логанов". То есть им не везет по жизни. Значит риски возрастают.
Содерберг действительно снял новую версию "Одиннадцати друзей Оушена", только с поправкой на место и людей. "Удача Логана" кажется простецкой из-за своих персонажей. Вместо золота здесь бижутерия, а загородные особняки заменяет трейлер, но суть та же: борьба за справедливость, обернутая в жанр комедии про ограбление. Подход у Содерберга такой же формалистский и немного отстраненный, как и всегда. Он не то чтобы не любит своих персонажей. Скорее, наоборот - специально уходит в тень, что дает актерам раскрыться, а режиссеру всю его карьеру позволяло с легкостью жонглировать жанрами.
Его новый фильм не притворяется, не врет и не пытается казаться большим, чем он есть. "Удача Логана" - вещь в себе, самодостаточная история без цитат и заимствований. Разве что из собственной фильмографии режиссера. Не такое уж и большое дело, но навскидку и не вспомнишь другие подобные американские фильмы, вышедшие в этом году. Возможно, "На драйве" Эдгара Райта. Кстати, здесь таится и еще один ответ на вопрос, почему фильм Содерберга провалился: узкая ниша красочного экшна с машинами и деньгами к моменту выхода "Удачи Логана" уже была успешно занята.
Воспользоваться моментом и приобщиться к истории поспешила, кажется, половина голливудских небожителей: Дэниел Крейг и Адам Драйвер талантливо дурачатся, Ченнинг Татум дает Джорджа Клуни, Райли Кио убедительно изображает умную, провинциальную парикмахершу. Плюс - два уморительных брата-реднека Джо Бабаха в исполнении Брайан Глисона и Джека Куэйда. Ну и по мелочам: двукратная оскаровская лауреатка Хилари Суонк, Сет Макфарлейн, Джим О'хейр и Макон Блэр.
Все это отнюдь не выглядит как звездный междусобойчик. Скромность фильма не только в незаметной, но невероятно четкой, детальной режиссуре Содерберга, но и в его актерах, которые стараются не выделяться. Разве что Крейг, но у него роль такая. Персонажи написаны, как и полагается в жанре - по касательной, но каждый снабжен большим сердцем и в приницпе не уступает никому из Оушенов.
Что хорошо в "Удаче Логана" так это то, что, при всех своих технических заслугах и актерском мастерстве, он ничем не примечателен. Его не тянет разбирать на цитаты или, упаси Господи, проводить параллели с актуальной повесткой дня, или даже запоминать. Подробности ограбления выветриваются из памяти тут же после просмотра. Что опять-таки не недостаток, а ловкость рук умелого фокусника. Фокус свершился, но как - мы не заметили. Только получили удовольствие и посмеялись.
Автор текста: Мирный Валерий