"Великолепная семерка": антикапиталистический вестерн с Дензелом Вашингтоном и Крисом Праттом

В идее заново снять ремейк фильма Акиры Куросавы “Семь самураев” есть что-то от попытки Тимура Бекмамбетова еще раз экранизировать “Бен-Гура”. С поправкой на мастерство, конечно. Что лента Куросавы, что фильм Джона Стерджеса “Великолепная семерка” 1960 года, что новая и одноименная картина Антуана Фукуа, все три фильма рассказывают об одном и том же на свой лад: универсальную историю борьбы угнетаемых с угнетателями. С поправкой на исторический контекст и имя сценариста.

 

 

Действия в новой “Великолепной семерке” происходят через некоторое время после окончания Гражданской войны. Сюжетная завязка осталась без изменений. Несчастные жители городка Роуз Крик страдают под гнетом некоего Бартоломью Боуга и его наемников. Дело в том, что земля близ поселка богата золотом, и алчный Боуг заставляет людей продавать свои наделы почти даром. Отважная Хэйли Беннет нанимает охотника за головами Сэма Чисолма, чтобы тот помог справиться с Боугом и его бандой. Чисолм, в свою очередь, заручается поддержкой еще шести человек с сомнительным прошлым и отправляется с ними на помощь жителям Роуз Крик.  

Фукуа – мастер остросюжетных боевиков и за территорию жанра выходит редко. На то есть свои причины: в 2003-м он потерпел неудачу с военной драмой “Слезы солнца”, а в 2004 году снял провалившуюся версию приключений короля Артура. Тем не менее, режиссер предпринял третью жанровую вылазку и вестерн, надо сразу оговориться, получился у него гораздо лучше, чем военная драма в 2003-м и псевдоисторический блокбастер в 2004-м.  

 

 

Во-первых, в “Великолепной семерке” играет любимый актер-талисман Антуана Фукуа – невероятно харизматичный Дензел Вашингтон. Во-вторых, вестерн в той форме, какую он приобретает в этом фильме, не слишком отличается от прошлых картин режиссера. Здесь есть классический дуэт друзей-напарников (Вашингтон-Пратт), много городских перестрелок и не менее точных перепалок между главными героями. Да и вообще фильм, как и предыдущие работы Фукуа, очень мужской. Даже единственный заметный в “Великолепной семерке” женский персонаж все время норовит взять на себя мужские функции: заменить потерянного бойца, стрелять лучше всех и так далее.

Руку к написанию сценария картины приложил Ник Пиццолатто, автор и сценарист сериала “Настоящий детектив”, и, конечно, волей-неволей начинаешь выискивать в фильме намеки на темную, глубоко спрятанную природу человеческих пороков. Намеков здесь нет. В новой “Великолепной семерке” все пороки, конфликты и символы лежат на поверхности. Пороки здесь сконцентрированы в одном человеке - Бартоломью Боуге, со знанием дела сыгранном Питером Сарсгаардом. Этот максимально инфернальный (а потому немного карикатурный) персонаж олицетворяет в себе главное сегодняшнее зло – капитализм, возведенный в абсолют. В фильме это проговаривается достаточно буквально: Бартоломью объявляет деньги новым божеством, а себя – кем-то вроде пастыря. Делает он это в церкви, которую потом сжигает.

 

 

Конфликт слабого и сильного, жадности и беспомощности, трусости и смелости в новом прочтении Пиццолато и Фукуа выходит на более высокий уровень и становится конфликтом человеческого и звериного. Что отрицательные, что положительные персонажи сыплют в “Великолепной семерке” цитатами из Библии, только понимает (и использует) их каждый на свой лад. Не зря сразу после освобождения города жители и защитники первым делом восстанавливают храм. Церковь здесь двойственный символ: разрушенная – капитализма и несправедливости, восстановленная – человечности.

Поэтому и на темное прошлое спасителей поселения быстро закрываешь глаза. То же самое делают они сами. Есть зло маленькое, а есть то, которое пишется с большой буквы. Вот против него и объединяются эти обаятельные убийцы, коллекционеры скальпов и охотники за головами (лучшие здесь – трогательный Винсент Д’Онофрио и хорошо прописанный Итан Хоук).

Конечно, Фукуа местами спотыкается, где-то хромает логика сценария, да и Крису Пратту пора сменить амплуа, но свою главную функцию фильм выполняет: вдыхает жизнь в старую историю и рассказывает ее новому поколению. В конце концов, и фильм Стерджеса 1960 года был не без недостатков. Единственное, что может резать глаз для поколения постарше – "Великолепная семерка" фильм для подростков (и это хорошо), но внутреннего ребенка во взрослом он не будит (это уже не очень хорошо).      

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

 

Фильм “Великолепная семерка” можно посмотреть с 22 сентября в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте

16.04.2024
Опубліковано трейлер серіалу "Темна матерія" — науково фантастичного трилеру про чоловіка, фізика, який губиться в альтернативних версіях свого життя й намагається знайти рідний світ поки не стало піз...
Далее
16.04.2024
Документальна стрічка, за яку Мстислав Чернов разом із продюсерками Мішель Мізнер й Рейні Аронсон-Рат отримали премію "Оскар" з'явиться на Netflix. Станеться це вже 21 квітня, як повідомляється на сто...
Далее
16.04.2024
За одинадцять років свого існування студія A24 створила доволі вражаючий послужний список фільмів, багато з яких інтенсивно обговорювались, завойовували нагороди, формували кіноландшафт: "Відьма", "Вс...
Далее