"Великолепная семерка": антикапиталистический вестерн с Дензелом Вашингтоном и Крисом Праттом
В идее заново снять ремейк фильма Акиры Куросавы “Семь самураев” есть что-то от попытки Тимура Бекмамбетова еще раз экранизировать “Бен-Гура”. С поправкой на мастерство, конечно. Что лента Куросавы, что фильм Джона Стерджеса “Великолепная семерка” 1960 года, что новая и одноименная картина Антуана Фукуа, все три фильма рассказывают об одном и том же на свой лад: универсальную историю борьбы угнетаемых с угнетателями. С поправкой на исторический контекст и имя сценариста.
Действия в новой “Великолепной семерке” происходят через некоторое время после окончания Гражданской войны. Сюжетная завязка осталась без изменений. Несчастные жители городка Роуз Крик страдают под гнетом некоего Бартоломью Боуга и его наемников. Дело в том, что земля близ поселка богата золотом, и алчный Боуг заставляет людей продавать свои наделы почти даром. Отважная Хэйли Беннет нанимает охотника за головами Сэма Чисолма, чтобы тот помог справиться с Боугом и его бандой. Чисолм, в свою очередь, заручается поддержкой еще шести человек с сомнительным прошлым и отправляется с ними на помощь жителям Роуз Крик.
Фукуа – мастер остросюжетных боевиков и за территорию жанра выходит редко. На то есть свои причины: в 2003-м он потерпел неудачу с военной драмой “Слезы солнца”, а в 2004 году снял провалившуюся версию приключений короля Артура. Тем не менее, режиссер предпринял третью жанровую вылазку и вестерн, надо сразу оговориться, получился у него гораздо лучше, чем военная драма в 2003-м и псевдоисторический блокбастер в 2004-м.
Во-первых, в “Великолепной семерке” играет любимый актер-талисман Антуана Фукуа – невероятно харизматичный Дензел Вашингтон. Во-вторых, вестерн в той форме, какую он приобретает в этом фильме, не слишком отличается от прошлых картин режиссера. Здесь есть классический дуэт друзей-напарников (Вашингтон-Пратт), много городских перестрелок и не менее точных перепалок между главными героями. Да и вообще фильм, как и предыдущие работы Фукуа, очень мужской. Даже единственный заметный в “Великолепной семерке” женский персонаж все время норовит взять на себя мужские функции: заменить потерянного бойца, стрелять лучше всех и так далее.
Руку к написанию сценария картины приложил Ник Пиццолатто, автор и сценарист сериала “Настоящий детектив”, и, конечно, волей-неволей начинаешь выискивать в фильме намеки на темную, глубоко спрятанную природу человеческих пороков. Намеков здесь нет. В новой “Великолепной семерке” все пороки, конфликты и символы лежат на поверхности. Пороки здесь сконцентрированы в одном человеке - Бартоломью Боуге, со знанием дела сыгранном Питером Сарсгаардом. Этот максимально инфернальный (а потому немного карикатурный) персонаж олицетворяет в себе главное сегодняшнее зло – капитализм, возведенный в абсолют. В фильме это проговаривается достаточно буквально: Бартоломью объявляет деньги новым божеством, а себя – кем-то вроде пастыря. Делает он это в церкви, которую потом сжигает.
Конфликт слабого и сильного, жадности и беспомощности, трусости и смелости в новом прочтении Пиццолато и Фукуа выходит на более высокий уровень и становится конфликтом человеческого и звериного. Что отрицательные, что положительные персонажи сыплют в “Великолепной семерке” цитатами из Библии, только понимает (и использует) их каждый на свой лад. Не зря сразу после освобождения города жители и защитники первым делом восстанавливают храм. Церковь здесь двойственный символ: разрушенная – капитализма и несправедливости, восстановленная – человечности.
Поэтому и на темное прошлое спасителей поселения быстро закрываешь глаза. То же самое делают они сами. Есть зло маленькое, а есть то, которое пишется с большой буквы. Вот против него и объединяются эти обаятельные убийцы, коллекционеры скальпов и охотники за головами (лучшие здесь – трогательный Винсент Д’Онофрио и хорошо прописанный Итан Хоук).
Конечно, Фукуа местами спотыкается, где-то хромает логика сценария, да и Крису Пратту пора сменить амплуа, но свою главную функцию фильм выполняет: вдыхает жизнь в старую историю и рассказывает ее новому поколению. В конце концов, и фильм Стерджеса 1960 года был не без недостатков. Единственное, что может резать глаз для поколения постарше – "Великолепная семерка" фильм для подростков (и это хорошо), но внутреннего ребенка во взрослом он не будит (это уже не очень хорошо).
Автор текста: Мирный Валерий
Фильм “Великолепная семерка” можно посмотреть с 22 сентября в сети кинотеатров “Синема сити”. Более подробную информацию можно узнать на сайте.