Воскрешая мертвых. Рецензия на новый фильм Андрея Звягинцева “Нелюбовь”

Фильм “Нелюбовь” рискует закончиться, едва начавшись: с первых минут его символизм кажется закрытым и пустым, а количество ненависти на экране переходит границу правдоподобия. Искусственность вообще одна из главных и, положа руку на сердце, справедливых претензий к режиссеру. Но постепенно герои обретают кое-какую трехмерность, волна ненависти чуть отступает и мы погружаемся в неуютный, но до боли знакомый мир серой, окраинной, корпоративной повседневности.

Трешка в одном из спальных районов Петербурга. Женя (очень красивая Марьяна Спивак) и Борис (игравший в “Левиафане” и “Елене”, Алексей Розин) спят в разных комнатах, друг с другом разговаривают сквозь зубы и медленно, но верно продают квартиру. В общем, развод в самом разгаре. На периферии их жизни проходит сын Алеша – абсолютно нелюбимый и нежеланный ребенок, а поэтому еще и последний камень преткновения супругов: никто не хочет его забирать. Матерью принято решение отдать сына в интернат. Потом армия; она, как известно, воспитывает, так что ребенок не пропадет. Алеша все слышит и в какой-то из дней сбегает. Объявлены поиски. Родители вынуждены в них участвовать.

 

 

“Нелюбовь” масштабнее “Левиафана”. Если в своей предыдущей картине Звягинцев противопоставлял государство и человека в условиях отдаленного Севера, то в новой берет выше и идет дальше: в “Нелюбви” русский человек противостоит русскому человеку в санкт-петербургской квартире. Реализовывая свою тягу к политическим высказываниям, режиссер ставит фоном актуальную повестку дня: по радио нам рассказывают то про конец света, то про координационный совет оппозиции, а в одной из последних сцен по телевизору Киселев объявляет, что Украинское государство разваливается. Время действия, как видно – с 2012-го по 2014-й.

Включая политику, Звягинцев выходит за рамки экзистенциального кухонного разговора о разводе и проводит параллели со всей Россией. Причину нелюбви стоит искать в людях? Или в коррупции, фальшивом православии и тотальном лицемерии власти? Ответ по версии режиссера и его постоянного соавтора Олега Негина находится четко посередине. То есть между “Еленой” и тем же “Левиафаном”.

Родители же ищут Алешу явно из-под палки: отец - по инерции, мать – потому, что так надо. В одной из сцен наступает переломный момент и в их поведении видится что-то человеческое, но у Звягинцева все служит цели и минутная слабость становится лишь предвестницей нового круга ада.

Остальные перипетии поисков ребенка обсуждать совершенно не хочется по той простой причине, что сопровождаются они диалогами, которым невозможно поверить. Исчезновение ребенка – логичная кульминация той ненависти (или по Звягинцеву - нелюбви), которая охватила супругов. Они не заслужили сына и были покараны в самом начале фильма. Их герои будут неприкаянно перемещаться с локации на локацию, но, лишенные развития, закончат там же, где и начали. Вот эта нравоучительность – основная проблема всех работ Звягинцева после его дебюта – теперь уже крайне легкомысленной ленты “Возвращение”: он не дает своим персонажам дышать.

С другой стороны, парадоксальным образом веришь самому фильму. Как цельному произведению. Дело в том, что если режиссеру, начиная с “Изгнания”, искренность ни разу не удавалась, то отлично получалось создавать концепции и умело их оформлять. Поэтому, например, сцену с матерью Жени – удивительно, даже по меркам режиссера, злой пенсионеркой, можно обсудить с точки зрения кастинга, актерской игры, работы художника-постановщика, но никак не с точки зрения ее отношений с дочкой. То же самое касается и всех остальных сцен. Они работают на идею, а не на самих себя.

 

нелюбовь

(Наталия Потапова, "Нелюбовь" Андрей Звягинцев)

 

Если вспомнить, что режиссер вдохновлялся знаменитым мини-сериалом Ингмара Бергмана “Сцены из супружеской жизни”, то “Нелюбовь” – это, конечно, провал. Тонкий, умный, спонтанный, предельно реалистичный и живой сериал Бергмана – недосягаемый идеал для Звягинцева. Последний позаимствовал у великого шведа идею семейного кризиса, но не смог наполнить ее жизнью. Если же воспринимать его картину как идеологическое высказывание, то перед нами встанет портрет страны: неприятной, холодной, закрытой, израненной, где-то даже молящей о помощи, тогда “Нелюбовь” – это в некотором роде успех. Причем не только экспортный, в чем зачастую обвиняют режиссера, но и для внутреннего пользования: правде в глаза надо хоть иногда, да смотреть.

Звягинцев по-прежнему творит в своем, очень ограниченном мире, но надо отдать режиссеру должное – чувствует он себя в нем, как рыба в воде. Солнце здесь не греет, пространства за чертой города не существует, а люди двигаются по кругу и страдают по воле Бога-режиссера, но своим успехом на зарубежных фестивалях, злободневной тематикой и профессионализмом исполнения Звягинцев провоцирует на разговор гораздо сильнее большинства своих коллег по цеху. Может, режиссеру просто надо меньше вдохновляться Бергманом и Тарковским? Все-таки XXI век на дворе.

 

нелюбовь_андрей_звягинцев

(Марьяна Спивак, "Нелюбовь" Андрей Звягинцев)

 

Автор текста: Мирный Валерий

21.02.2025
Не пройшло й декількох днів після перехоплення Amazon MGM Studios творчого контролю над франшизою про Джеймса Бонда, як засновник Amazon та нинішній виконавчий голова компанії Джефф Безос поставив пит...
Далее
21.02.2025
Це несподіваний поворот подій, який може призвести до деградації історії про найвідомішого шпигуна у світі: Amazon MGM Studios бере на себе креативний контроль над франшизою Джеймса Бонда. Новина, яка...
Далее
21.02.2025
Нещодавно стало відомо, що Мартін Скорсезе виступить виконавчим продюсером серіальної адаптації свого фільму "Мис Страху", але наразі режисер підготував для нас дійсно цікавий проєкт: кримінальну драм...
Далее