Канны-2016: награды и разочарования

 

В воскресенье завершил работу 69-й Каннский кинофестиваль. Были вручены главные призы смотра и, судя по реакции критиков и зрителей, девять членов жюри во главе с Джорджем Миллером смотрели фильмы в параллельной вселенной. Все прогнозы, составленные на основе оценок и рейтингов, и близко не совпали с финальным решением Миллера и компании.

 

 

По словам одного из членов жюри режиссера Ласло Немеша ("Сын Саула"): "Все жюри по своей природе случайны". Видимо, Немеш пытался оправдать непривычно большое количество актеров среди членов жюри этого года. Учитывая, что вначале фестиваля эти же актеры сказали, что будут ориентироваться на эмоции в фильмах, которые им нужно будет посмотреть, выбор двух главных победителей Каннского кинофестиваля становится не таким уж и случайным. И уж точно не имеет оправдания. 

 

 

Итак, главный приз — "Золотую пальмовую ветвь" получил Кен Лоуч за фильм "Я, Дэниэл Блэйк". Награду объявляли и вручали Джордж Миллер с Мелом Гибсоном, что у многих вызвало улыбки. Сам Гибсон приехал в Канны не шутки ради, а для того, чтобы вывести свою карьеру на новый виток. Актер и режиссер презентовал в рамках полуночных показов свою новую картину "Кровный отец", которая получила восторженные отзывы критиков. 

79-летний британский классик Кен Лоуч стал редким обладателем двух главных наград Канн (среди них Коппола, Кустурица, Альф Шёберг, братья Дарденн, Сёхэй Имамура, Билли Аугуст и Михаэль Ханеке). Первую ветку он получил в 2006 году за "Ветер, что качает вереск". Его новый фильм рассказывает трогательную историю о бездетном вдовце, который из-за болезни лишается возможности работать. А из-за бюрократических формальностей еще и получать деньги по пособию. По рассказам очевидцев, на показе картины многие плакали. 

Слезы слезами, но судя по отзывам фильм Лоуча не предложил миру ничего нового. Это добротный политический манифест пожилого социалиста. 

 

 

Но еще большее возмущение вызвало награждение вторым по значимости призом фестиваля — "Гран-при" Ксавье Долана с картиной "Это всего лишь конец света". Фильм был вторым в рейтинге с конца, со средним балом 1,4 из четырех. Долан модный режиссер и давно ходит в фаворитах Каннского кинофестиваля, постепенно и, вопреки всему, подбираясь к главной награде. Его новый фильм — это по-французски эмоциональная семейная драма со звездами первой величины в главных ролях. Успешный и смертельно больной писатель (Гаспар Ульель) встречается со своей семьей после двенадцатилетнего перерыва, чтобы сообщить им о  своей скорой смерти. Там, за общим столом, его поджидают Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду и Натали Бай. На церемонии награждения режиссер расплакался и поблагодарил жюри за то, что они "прочуствовали эмоции фильма". 

Приз за режиссуру вручили сразу двум кинематографистам — Кристиану Мунджиу за "Выпускной" и Оливье Ассаясу за "Персонального покупателя". Решение тоже достаточно неожиданное. "Выпускной" Муджиу многим понравился и подтвердил силу "новой румынской волны". "Персональный покупатель" Ассаяса вызвал споры и со стороны казался неочевидным выбором. Его обвиняли в претенциозности и пустоте, но и хвалили за мастерство и игру Кристен Стюарт. 

 

 

"Приз жюри" получила британка Андреа Арнольд за фильм "Американский мед" (или "Американская милашка", переводы разные). Забавно, но это ее третий "Приз жюри" в карьере. Ранее Арнольд получала эту награду за "Аквариум" и "Красную дорогу". "Американскую милашку" в основном хвалили. Еще фильм ознаменовал возвращение в строй Шайа ЛаБафа. По-крайней мере, на красной ковровой дорожке актер был похож на человека.

Асгар Фархади унес приз за лучший сценарий фильма "Коммивояжер". С призом за лучшую мужскую роль в этом фильме ушел и Шахаб Хоссейни. "Коммивояжер" показали в самом конце фестиваля и он, по отзывам зрителей, наряду с фильмом Верховена "Она", стал отличным завершением смотра. Фархади вернулся после не очень удачного французского опыта ("Секреты прошлого") к родным иранским темам и, судя по всему, взял приз вполне заслуженно. Зная по прошлым фильмам, как этот режиссер умеет работать с актерами, награда Хоссейни тоже выглядит убедительно. 

 

 

Приз за лучшую женскую роль получила Жаклин Хосе за фильм филиппинца Брийанте Мендосы — "Мама Роса". По словам члена жюри Арно Деплешана: "Она и есть сам фильм. Она разбила мне сердце". 

"Почетную Пальмовую ветвь" за вклад в развитие кинематографа получил Жан-Пьер Лео, один из ключевых актеров "французской новой волны". Он же сыграл главную роль в одном из заметных фильмов фестиваля — "Смерть Луи XIV" Альберта Серра. 

 

 

Нынешний фестиваль запомнится одним из самых сильных конкурсов за последние годы и одним из самых странных и противоречивых, даже по меркам 2015-го и 2014-го, решений жюри. Проигнорировав фаворитов (Джармуш, Марен Аде, Кристи Пую, Верховен), которые и сделали 69-й фестиваль, жюри наградило картины, в лучшем случае, среднестатистические. Там, где должен быть поиск новых форм, уже третий год непривычное топтание на месте и даже растерянность. Надо либо искуснее подбирать жюри (пять актеров это перебор, все-таки), либо проблема глубже и систематичнее. Но в любом случае споры и скандалы утихнут и останется хорошее кино, которое мы будем смотреть и обсуждать в ближайшие месяцы. 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

14.12.2017
Производством документалки занимался канал HBO. Фильм расскажет о работе Боуи над двумя последними альбомами в его дискографии: "The Next Day" и "Blackstar", а также о подготовке мюзикла по мотивам "B...
Далее