"Двуличный любовник": сексуальная путаница. Рецензия на новый фильм Франсуа Озона

В украинский прокат вышел фильм "Двуличный любовник" - семнадцатая картина Франсуа Озона и одновременно вольная экранизация романа Джойс Кэрол Оутс, решенная в жанре психологического эротического триллера. Жанр для режиссера не нов, но так глубоко он в него еще, кажется, не всматривался. 

 

 

Хлоя - бывшая фотомодель, теперь работающая на самой бессмысленной работе в мире (смотрителем в музее), обращается к гинекологу. У нее хронические боли в животе. Врач не находит ничего подозрительного и направляет пациентку к психиатру, разумно предполагая, что проблема, скорее всего, в голове. Так Хлоя начинает ходить на сеансы к психоаналитику Полю. Все идет хорошо, пока девушка в него не влюбляется. Поль отвечает ей взаимностью и пара начинает жить вместе.

Хлоя ходит в музей, Поль работает с пациентами. Однажды девушка встречает брата-близнеца Поля - Луи. Последний тоже психоаналитик. Хлоя начинает ходить к нему на сеансы и сразу же выясняет, что методы Луи отличаются от методов Поля и, возможно, переступают некоторые законные рамки. Если в двух словах, то он властный садист и жлоб. 

При этом Поль отрицает наличие у него брата-близнеца. Хлоя начинает свое расследование, которое в итоге заводит ее в реанимацию. 

 

 

Как бы парадоксально это ни звучало, но в новом фильме Франсуа Озона слишком много Франсуа Озона. Режиссер всегда балансировал между пошлым и откровенным, глубоким и красивым, иногда, да что там - часто, находя золотую середину. Его картины это и guilty pleasure, и возможность поразмыслить. С перевесом в пользу первого, конечно, а то не было бы так интересно. 

В "Двуличном любовнике" Озон заглянул слишком глубоко в область перверсивного, поэтому наблюдать за приключениями Хлои неловко и стыдно. Как всматриваться в самый первый кадр фильма, где героиня лежит в гинекологическом кресле, а камера направлена ей между ног. Здесь есть несколько неожиданных сюжетных поворотов, но выглядят они надуманно. А бродить по фрейдистскому лабиринту, построенному режиссером, в этот раз попросту скучно. Во-первых, двадцать первый век на дворе. Во-вторых, миры, которые выстраивает в своих фильмах Озон, всегда были герметичны и довольно условны. Для его персонажей словно бы не существовало никого вокруг. В "Двуличном любовнике" эта абстракция и условность шагнула на новый уровень, за которым отсутствует логика и расплываются мотивы главных героев. Соответсвенно, им практически невозможно сопереживать. 

А значит и актерские таланты любимицы Озона - Марины Вакт и даже в большей степени Жереми Ренье, у которого здесь две совершенно противоположные роли, тратятся впустую. Есть ли у Поля брат-близнец? Какова природа болей в животе Хлои? Куда, в конце концов, делась ее кошка? Вопросы, ответы на которые не ждешь. А ждешь, чтобы все поскорее закончилось. Озон явно хотел сказать что-то важное про отношения между людьми, про внутренний мир человека и у него были все козыри в рукаве, только воспользовался ими режиссер на удивление неумело и в результате у него получился необязательный и попросту неудачный фильм. 

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее