Фильм “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости”: один в поле не воин
Не успев пройти и нескольких метров после просмотра фильма “Экскалибур” Джона Бурмена, маленький Брюс Уэйн с родителями попадают под прицел уличного грабителя. Горе-преступник застрелил сначала отца потом мать, и сам не ожидая такого развития событий, в страхе убежал, оставив их сына в слезах дожидаться полиции. Тем более не мог он предположить, что дал начало долгому и мучительному формированию самого известного борца с преступностью Готэма. Брюс Уэйн вырос, унаследовал бизнес-империю отца и стал сорокалетним раскаченным Беном Аффлеком, днем поддерживающим образ угрюмого ловеласа и прожигателя жизни, а ночью борющимся с преступным миром в маске Бэтмена.
Наблюдая в 2013 году, как через реку, в соседнем Метрополисе Супермен в борьбе с генералом Зодом, сам того не ведая, уничтожает небоскреб Wayne Enterprises, а вместе с ним и людей, да и вообще полгорода, Брюс проникается если не ненавистью, то сильным подозрением к инопланетному гостю.
Годы идут и по состоянию на 2016-й, стрелка напряжения и заочной борьбы между супергероем и просто героем постепенно сдвигается к самому краю оранжевого сектора опасности. Подливает масла в огонь сенатор Финч (Холли Хант), обвиняя Супермена в чем-то вроде превышения обязанностей по спасению людей (кроме спасенных есть и недовольные). Этой ситуацией манипулирует закомплексованный психопат и миллиардер Лекс Лютор, который хочет уничтожить Супермена и тем самым доказать что-то своему покойному отцу. Стрелка постепенно сдвигается на красный уровень опасности.
Фильм Зака Снайдера “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” многие считали хромой лошадью еще до премьеры. В понимании современного зрителя правильная экранизация комиксов должна быть как у Marvel. Где каждая попытка злодеев поработить или уничтожить человечество сопровождается ворохом шуток. Поэтому предыдущий фильм серии - действительно неровный, но восхитительно серьезный “Человек из стали”, созданный той же командой, был легким объектом для критики. Но к нападкам Снайдеру не привыкать и в “Бэтмене против Супермена”, наплевав на всех, режиссер продолжил развивать идею чистого зрелища, сколько красивого, столько и угрюмого.
Под стать ему Бен Аффлек в роли стража Готэма, человека с квадратной челюстью, обостренным чувством справедливости и сосредоточенным взглядом готового к атаке медведя. Его Бэтмен недалеко ушел от прочтения этого героя Ноланом и Кристианом Бейлом. И учитывая некую преемственность этих фильмов, такая схожесть идет картине Снайдера только на пользу.
Генри Кавилл в роли пришельца с Криптона, по прежнему убедителен настолько, насколько, вообще, может быть убедителен летающий человек в красно-синем комбинезоне. Его Супермен – это чистая функция. Он нашел себя в спасении людей и делает это с гордо поднятой головой, искренне удивляясь недовольству некоторых граждан. В его понимании сопутствующие жертвы – часть процесса. А их конфликт с Бэтменом – это конфликт подходов к одной и той же проблеме. Более того, он бы назревал и без ухищрений Лекса Лютора. Два героя в равной степени крутые и упрямые не поделили город, не заметив, что прошлое у них одно на двоих, да и цели в принципе тоже. Ничего страшного в этом нет: подерутся, успокоятся и объединятся против общей беды.
Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга похож одновременно на всех персонажей сыгранных последним. Он сталкивает лбами Бэтмена и Супермена, чтобы доказать верховенство знаний и информации над силой. Лютор здесь субтильный подросток с путающимися мыслями, поэтому для него это важно. И тут нужно сделать паузу и сказать, что фильм Снайдера не о борьбе Бога и человека, что не написал только ленивый. Религиозные символы интересуют режиссера с эстетической точки зрения, поэтому и мелькают в фильме то тут, то там. Фильм о том, что знания – сила. Мысль простая, но отсутствие информации здесь чуть не угробило всю планету.
Из маленьких радостей в “Бэтмене против Супермена” – дворецкий Брюса Уэйна Альфред, в как всегда элегантном исполнении Джереми Айронса и Галь Гадот, невероятно красивая израильтянка, играющая Чудо Женщину (к бестиарию DC Comics тоже надо привыкнуть). У нее здесь несколько эпизодов, в которых она начисто убирает Бэтмена, плюс одним взглядом ворует финальную битву. Персонаж многообещающий, тем более что о ней в следующем году выйдет отдельный фильм.
Зак Снайдер режиссер сложной судьбы. Начав с успешных “Рассвета мертвецов” и “300 спартанцев”, он опалил крылья на гениальных “Хранителях” и чуть не похоронил себя на глупом, но сногсшибательном аттракционе “Запрещенный прием”. В 2012-м Снайдера взял на поруки Кристофер Нолан, продавив его кандидатуру на постановку первого фильма из только зарождающейся Вселенной DC – “Человек из стали”. Видимо не оправившись от прошлых провалов и под гнетом непривычного надзора (Нолана назначили исполнительным продюсером, чтобы Снайдера не унесло, куда не надо) фильм у режиссера получился слабым, но деньги отбил. На съемках “Бэтмена против Супермена: На заре справедливости” Снайдер явно чувствовал себя уверенней. Фильм наследует нолановский подход, с одним отличием – он не старается казаться большим, чем есть. Чрезмерное философствование в нем заменено красивыми спецэффектами. Грубо говоря, в этом и заключается творческий метод Снайдера, взять сложную идею, убрать все лишнее и обернуть в максимально громкую, красивую, технически совершенную обертку и с серьезным выражением лица кинуть в зрителя. И потом не может не подкупать наглость, с которой он идет в разрез с устоявшимися представлениями о кинокомиксах. Поэтому “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости” не хромая лошадь и, судя по сборам за первый уикенд, ни в коем случае не провал. Это, во-первых, другой взгляд на жанр, а во-вторых, новый серьезный игрок на кинорынке.
Автор текста: Мирный Валерий