"Канны-2018": семь главных фильмов фестиваля

В субботу вручением основных наград завершился 71-й Каннский кинофестиваль. Под основными следует понимать те награды, которые были вручены создателям фильмов основного конкурса. Призы Двухнедельника режиссеров и Особого взгляда Канн раздали чуть раньше. Тем не менее картины из этих программ тоже будут включены в наш список. Как и один скандальный внеконкурсный фильм. 

 

 

Вообще, Канны-2018 рисковали стать самым провальным фестивалем за последние несколько лет. По крайней мере об этом писали в начале киносмотра. Потом, после нескольких слабых работ (например, "Все знают" иранца Асгара Фархади) показали "Холодную войну" поляка Павла Павликовского и "Счастливого Лазаря" итальянки Аличе Рорвахер, заговорили о фаворитах и дело пошло на лад. 

Отдельно стоит упомянуть премьеру "Оргазма" Гаспара Ноэ. Мятежный и невписывающийся в рамки француз аргентинского происхождения, наконец, понравился всем. Его новый фильм-трип про танцоров, объевшихся ЛСД, удостоился стоячей овации, главного приза Двухнедельника режиссеров и восторженных отзывов прессы. Такого с Ноэ - автором "Необратимости" и "Входа в пустоту", не случалось ни разу за всю его карьеру.   

 

 

"Холодная война". Павел Павликовский. Польша. 

Первый фильм, которы вселил надежду в основной конкурс фестиваля. Поляк Павликовский начинал как документалист, что явно отразилось на его ходужественных работах. Они точны, очень красивы и говорят о многом, используя минимальный инвентарь. Так было с фильмом "Ида" 2013 года, за который режиссер получил огромное количество наград, включая "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Так, судя по всему, произошло и с лентой "Холодная война", рассказывающей о романе Зулы и Виктора в советской Польше 50-х годов прошлого столетия, за которую Павликовский был отмечен наградой за "Лучшую режиссуру". В основе сюжета история его собственных отца и матери. Прокат в Польше начнется уже в июне. Будем надеяться, что с украинским тоже не затянут.   

 

холодная_война

 

"Оргазм". Гаспар Ноэ. Франция. 

Возможно, самый неожиданный фильм, показанный в рамках фестиваля. Во-первых, просто потому что это фильм Гаспара Ноэ, а он умеет удивлять. Во-вторых, потому что реакция на эту картину была гораздо более положительная, чем реакция на любой другой фильм режиссера. Для последнего это тоже стало неожиданностью. Ноэ приготовился к очередной волне ненависти, о чем можно судить по постеру "Оргазма", на котором написано следующее: "Вы презирали "Один против всех", вы ненавидели "Необратимость", вы испытывали отвращение к "Входу в пустоту", вы прокляли "Любовь". Теперь попробуйте "Оргазм"". Эффектно, конечно, но режиссер переживал зря.

 

оргазм

 

"Счастливый Лазарь". Аличе Рорвахер. Италия.  

Лента, после премьеры которой на фестивале впервые заговорили о главной награде - Золотой пальмовой ветви. Относительно молодая итальянка Рорвахер снимает свои размашистые истории-притчи из жизни итальянской провинции в стиле великих итальянских же режиссеров прошлого (например, Эрмано Ольми). Прошлая картина Рорвахер "Чудеса" принесла ей Гран-при. Эта - чуть более замысловатая, с более ярко выраженными элементами магического реализма принесла своей создательнице не Золото Канн, а награду за лучший сценарий. Что безусловно тоже приятно. 

 

лазарь

 

"Магазинные воришки". Хирокадзу Корээда. Япония. 

Золотая пальма досталась ветерану мирового кинематографа, японцу Хирокадзу Корээда за его тринадцатый фильм "Магазинные воришки" (другой вариант названия - "Семейная история"). Корээда - каннский завсегдатай. Со своим новым фильмом он в Каннах в общей сложности в седьмой раз. Правда ранее японцу везло гораздо меньше: выше "Приза жюри" он не поднимался. "Магазинные воришки" - простая история про нищую семью, которая пытается выжить где-то на задворках Токио. Несмотря на ситуативную работу мужа и низкооплачиваемую, но постоянную работу жены, вся семья живет в основном на песнию бабушки. Плюс - дети промышляют мелким грабежом в продуктовых лавках. Именно они однажды встречают бездомную девочку по имени Юри. Особых подробностей нет, но все говорят, что в конце фильма зрителей ждет неожиданный сюжетный поворот. 

Трудно сказать, что послужило причиной для награды. Отзывы о картине были положительные, но без восторгов. С другой стороны, отзывы искушенных кинокритиков, которые ждут от жюри смелых решений редко когда влияют на мнение этого самого жюри. Скорее, мнения этих двух совершенно разных структур могут только совпасть. В этом году Кейт Бланшетт (президент жюри) удивила всех простотой и человечностью своего выбора (в том случае, если она не пошла путем голосования).    

 

 

"Дом, который построил Джек". Ларс фон Триер. Дания. 

Главный скандал Канн-2018. Ларс фон Триер, не появлявшийся на фестивале семь лет (в связи с нелепым скандалом 2011 года), показал вне конкурса свой новый фильм "Дом, который построил Джек" - огромную (в смысле длинную), полную жестокости, черного юмора, обиды и размышлений историю про серийного убийцу, его жертв, его цель и его внутренний мир. С премьерного показа люди сбегали десятками, что, учитывая пафосный характер мероприятия, явно позабавило Триера. Зато на утреннем показе, где было больше людей лучше разбирающихся в кино, картину приняли более достойным образом. Хотя опять же мнения разделились диаметрально противоположным образом. Что опять таки, учитывая любовь Триера к провокациям и скандалам, скорее всего, вписывается в рамки его ожиданий.    

 

 

"Донбасс". Сергей Лозница. Украина, Германия, Франция, Нидерланды, Румыния. 

Новый художественный фильм Сергея Лозницы - беларуско-украинского режиссера с немецким паспортом. Лозница - каннский любимчик, правда в этот раз его понизили до Особого взгляда. Зато с пустыми руками не ушел: он получил приз за "Лучшую режиссуру" (не путать с одноименной наградой в основном конкурсе). "Донбасс" - это, судя по отзывам, фильм-фантасмагория, состоящая из нескольких фрагментов притча об одном из самых загадочных и драматичных (на данный момент) регионах нашей страны. Собственно, Донбассе. Историй здесь много, связаны они только территориально, рождены из новостей, подкрепленных фантазией автора. Что-то более конкретное о фильме можно будет сказать после его украинской премьеры 5 сентября 2018 года. 

 

донбасс

 

"Под Силвер-Лэйк". Дэвид Роберт Митчелл. США. 

В этом году в основном конкурсе было две американских картины: "BlacKkKlansman" Спайка Ли и "Под Силвер-Лэйк" Дэвида Роберта Митчелла. Первый получил Гран-при, но мы остановимся мы на втором. Митчелл прославился в 2014 году выдающимся хоррором про секс "Оно следует" (или просто "Оно"), премьера которого тоже прошла в Каннах, только вне конкурса. Участие "Под Силвер-Лэйк" в основном конкурсе - явное проявление симпатии со стороны отборщиков фестиваля. Тем не менее, мнения зрителей и критиков разделились: кто-то считал картину полной клише подделкой, кто-то - переполненной любовью к кино новой версией "Малхолланд драйв". В общем, уже ясно, что фильм надо будет обязательно посмотреть.  

 

 

"Образ и речь". Жан-Люк Годар. Франция, Швейцария. 

По примеру жюри, которое наградило Годара "Специальной Золотой пальмой", отведем его картине специальное место в нашем списке. "Образ и речь" - фильм-коллаж, составленный из сотен микроэпизодов сотен фильмов, сериалов, книг. Каждый позаимствованный кадр был обработан местами до неузнаваемости. Снабженный закадровым текстом самого Годара, этот фильм поставил в тупик многих. Что хорошо. Режиссеру 87 лет, но он все также как раньше продолжает разрушать формы и искать новые.

В Канны Годар не приехал. Ассистенты режиссера организовали пресс-конференцию через FaceTime. Журналисты по очереди подходили к смартфону и задавали в маленький экранчик вопросы последнему великому автору в кинематографе. Выглядело похожим на какое-то таинство.  

 

cannes/godard

 

Автор текста: Мирный Валерий 

15.11.2024
Чим далі від фільму "007: Не час помирати", тим нагальнішим стає питання: "Хто стане наступним Джеймсом Бондом?". І хоча пройшло з моменту виходу тієї стрічки всього три роки й час подумати у продюсер...
Далее