Лучшие фильмы 2017 года
Подведем промежуточные итоги. Первое полугодие 2017-го было богато на жанровое кино: хорроры, триллеры, фантастику. Безоговорочного фестивального хита у нас все еще нет (как это было, например, в 2016-м с фильмом "Тони Эрдманн" Марен Аде), но зато есть парочка супергеройских блокбастеров, вдохнувших жизнь в зашедший в тупик жанр.
Главное же - 2017-й продолжает доказывать давно известную и до недавнего времени позабытую мысль: жанровое кино может не хуже авторского говорить на самые злободневные темы, сигнализировать о проблемах, пророчески смотреть в будущее и быть полем для экспериментов.
"Прочь" (Get Out). Джордан Пил.
Режиссерский дебют Джордана Пила, хоррор с элементами комедии и детектива "Прочь" - яркий тому пример. Фильм отлично работает и как страшная и местами смешная (благо первое образование у Пила - комик) история, и как созвучная времени рефлексия на тему современного расизма, и как вневременное размышление на тему одержимого властью белого человека. В общем, это развлечение, но развлечение со смыслом. Лучше не бывает.
"Логан" (Logan). Джеймс Мэнголд.
Финальный аккорд в истории про Росомаху. Финальный для Хью Джекмана: актер к своему самому популярному персонажу больше не вернется. Кого найдет студия ему на замену - неизвестно, как и неизвестно - когда это произойдет. Чтобы достойно попрощаться с героем, Джекман и режиссер Мэнголд ("Поезд на Юму", "Росомаха: Бессмертный") решили отказаться от наскучившего формата супергеройского кино и сняли кровавый, депрессивный вестерн-прощание, где каждый кадр кричит, что перед нами настоящая жизнь без прикрас, а не костюмированный блокбастер. Итог - всенародная любовь за искренность и 600-миллионный куш в мировом прокате.
"Чудо-женщина" (Wonder Woman). Пэтти Дженкинс.
В случае "Чудо-женщины" можно наблюдать несколько другую картину: это как раз костюмированный блокбастер, но снятый женщиной про женщину. Итог тот же - всенародная любовь и без пяти минут 800-миллионный куш в мировом прокате. Если "Логан" - по сути, вещь в себе и вряд ли повлияет на тенденции в голливудском кино, то, много лет не снимавшая ничего сложнее сериалов, Пэтти Дженкинс рискует изменить правила игры. Тут важно не столько то, что фильм сняла женщина, а то, что его сняла женщина и он принес много денег. Значит за Дженкинс придут другие. Ну и стоит сказать, что это просто отличное кино: трогательное, увлекательное, искреннее, смешное.
"Сырое" (Raw). Джулия Дюкорно.
Дебютная картина Джулии Дюкорно - полная противоположность фильму Дженкинс. "Сырое" - неуютный, трансгрессивный хоррор про каннибалов. Скромная девушка-вегетарианка Жюстин (!) поступает в ветеринарный университет. Через некоторое время она с ужасом узнает, что часть церемонии-инициации в этом учебном заведении - употребление в пищу кусочка сырого мяса. Еще ее обольют кровью, но это не так страшно. А вот после одного кусочка мяса Жюстин потянет сначала на сырую курицу, а потом и на человечину. Фильм Дюкорно - грустное и красивое размышление на тему взросления и тяжести социализации. Лучший выход в этом поджанре хоррора со времен фильма "Людоед" Антонии Бёрд.
"Чужой: Завет" (Alien: Covenant). Ридли Скотт.
Звание самого недооцененного фильма серии торжественно переходит от "Прометея" к "Завету". Слишком многие хотели, чтобы Ридли вернулся в темноту коридоров и снял что-то в духе первых двух картин. Классик посчитал, что темных коридоров с него достаточно, а историю не грех куда-нибудь двигать. Поэтому "Чужой: Завет" при всем уважении к старым сериям расширяет вселенную ксеноморфа. Понравилось это не всем. Фильм сдержанно похвалили. В прокате он не то чтобы провалился, но явно не добрал своего: на данный момент в копилке 231 миллион долларов против 97-миллионного бюджета. Впереди премьера в Японии, но вряд ли это сильно повлияет на общую картину. Таким образом, будущее серии туманно. И это в тот момент, когда все стало таким масштабным, странным и интересным.
"Дюнкерк" (Dunkirk). Кристофер Нолан.
Главный фильм лета. Один из главных фильмов года. И один из лучших фильмов Кристофера Нолана. "Дюнкерк" ошеломляет с первых минут: операторской работой Хойте ван Хойтема ("Интерстеллар", "Спектр"), музыкой Ханса Циммера ("Начало", "Интерстеллар", "Темный рыцарь"), концепцией режиссера и сценариста Нолана. Картина рассказывает о Дюнкеркской эвакуации - попытке спасти из немецкого окружения 300-тысячную армию Союзников. Это крайне реалистичное, немногословное зрелище, обрушивающее на зрительные и слуховые рецепторы смотрящего всю мощь технического мастерства режиссера. Вместо победы здесь бегство, а вместо героизма - желание выжить. Тем не менее "Дюнкерк" становится картиной не о поражении, а о столкновении человека и неподвластного ему хаоса войны.
"Затерянный город Z" (The Lost City of Z). Джеймс Грэй.
Новый фильм современного американского классика Джеймса Грэя - полная противоположность картине Нолана. "Затерянный город Z" - тихое, личное, очень человечное кино. История про британского военного и исследователя прошлого века Перси Фосетта, пытавшегося доказать существование доселе невиданной цивилизации в глубине амазонских джунглей, обретает у Грэя на удивление (и на счастье) скромный масштаб. Важные моменты здесь проговариваются вскользь, между строк, как будто их и нет. Это, конечно, обманный маневр: все в "Затерянном городе" на месте, просто не всегда большую историю следует писать крупными мазками. Иногда гораздо эффективнее это будет сделать полутонами. Чудесный и единственный пример в нашем списке настоящего, классического американского кино.
"Плохая партия" (The Bad Batch). Ана Лили Амирпур.
Премьера второго фильма Аны Лили Амирпур прошла на Венецианском кинофестивале в прошлом году, но в прокат он вышел в 2017-м. Режиссер прославилась своей первой работой - вампирским вестерном "Девушка возвращается одна ночью домой". Его в свое время все очень хвалили. "Плохую партию" же, наоборот, в основном ругали. И совершенно зря. Ругать фильм особо не за что. Это странное, ни на что не похожее зрелище, которое можно либо принять, либо нет. Действие происходит в постапокалиптической Америке (как если бы Трамп устроил третью мировую и отгородился от всего мира стеной). Некую Арлен выгоняют за пределы территории США в дикие земли, где царит беззаконие. Девушку захватывает колония каннибалов-качков и отрезает ей сначала руку, а потом и ногу. Тем не менее Арлен удается бежать. Дальше - череда приключений и диких персонажей во главе с Киану Ривзом и Джимом Керри. Плюс - любовная история с одним из качков-каннибалов в исполнении Джейсона Момоа.
"Окча" (Okja). Пон Джун Хо.
Об этом фильме мы уже писали, но не грех напомнить еще раз. Где-то в южнокорейских горах живет девочка Миджа. У нее есть лучший друг - гигантская свинка Окча и дедушка, взявший эту свинку у транснациональной пищевой корпорации на откормку. Приходит время и Окчу забирают: на конкурс, а потом на скотобойню. Миджа не может смириться с таким положением вещей и отправляется спасать друга. Как и предыдущая картина Пон Джун Хо - великая антиутопия "Сквозь снег", "Окча" норовит сбить с толку полифонией дискурсов. Даже в большей степени, чем ее предшественник. Но несмотря на жанровую неразбериху и эмоциональную нестабильность - это доброе, поучительное, эксцентричное кино, сделанное талантливыми людьми из разных частей света. Торжество коммуникации и глобализации.
"Джон Уик 2" (John Wick: Chapter 2). Чад Стахелски.
Редкий случай, когда продолжение лучше первого и без того отличного фильма. В этот раз Чад Стахелски сидел в режиссерском кресле сам: Дэвид Лейтч отправился в свободное плавание снимать "Атомную блонду" с Шарлиз Терон и второго "Дэдпула". В новой части Киану Ривз продолжит уничтожать всех на своем пути, впервые со времен "Матрицы" встретит Лоуренса Фишборна и в конце уверенной походкой пойдет навстречу третьему фильму. "Джон Уик 2" - единственный в своем роде пример современного боевика, который не оглядывается стыдливо на нафталиновую классику жанра, а двигает его (жанр) вперед.
"В этом мире я больше не чувствую себя как дома" (I Don't Feel at Home in This World Anymore). Макон Блэр.
Милейшая черная комедия про двух доведенных до ручки мизантропов. Рут - типичная тихоня, много раз сталкивалась с неприятными побочными эффектами жизни в социуме, но молчала. После того, как в ее дом залезли и украли фамильное серебро, а полиция не захотела браться за дело, Рут идет с жалобами к своему соседу - странноватому парню Тони, которому тоже все надоели. Вместе они решают найти бабушкины ложки и наказать воров, по пути попадая во всякие смешные ситуации. "В этом мире..." - история, которая сильно зависит от исполнения и замечательная Мелани Лински с не менее замечательным Элайджей Вудом превращают ее то в напряженный триллер, то в уморительную комедию, то оптимистичную драму. А еще - это режиссерский дебют актера Макона Блэра, сыгравшего в двух классных фильмах: "Катастрофа" (главная роль) и "Зеленая комната" (второстепенная).
Автор текста: Мирный Валерий