Лучшие фильмы первой половины 2018 года
Начался седьмой месяц 2018-го, а значит пора подбить некие киноитоги года. Любой список - дело субъективное. Это важно понимать. Но мы попытались охватить как можно большее количество жанров, тем, масштабов и, по возможности, стран. В общем, привнести в него, список, ощущение разнообразия. С легким перевесом в сторону фильмов ужасов, просто потому, что ни один жанр не переживает сейчас подобный ренессанс и не радует такой тематической гибкостью, качеством и креативом.
Реинкарнация (Hereditary). Ари Астер.
С хоррора и начнем. "Реинкарнация", а гораздо правильнее и точнее будет перевести название, как "Наследование" - полнометражный дебют американца Ари Астера. Крайне убедительный и пугающе уверенный дебют, надо сказать. Но при более детальном знакомстве с биографией автора, все же не вызывающий удивления: режиссер поставил несколько смелых короткометражек, в которых исследовал очень темные аспекты отношений между людьми. Примерно тем же Астер занимается и в "Реинкарнации". В центре сюжета семья, недавно похоронившая бабушку - очень странную, даже пугающую женщину. С момента ее смерти с оставшимися членами семьи (мама, папа, младшая дочь, старший сын) начинают происходить разной степени чудовищности события. "Реинкарнация" - размашистое, талантливо проиллюстрированное размышление о преемственности зла и предопределении, от которого не убежишь.
Мстители: Война бесконечности. Братья Руссо.
Джаггернаут нашего списка. Бюжет под 400 миллионов долларов, сборы более 2 миллиардов, список знаменитых актеров, уходящий за горизонт. В общем, водораздел. На деле же "Война бесконечности" - на удивление цельный, ненапрягающий фильм про неизбежность судьбы и неотвратимость смерти, который смотрится гораздо легче той же "Черной Пантеры". Главное теперь, чтобы не испортили продолжением.
Калибр. Мэтт Палмер.
По факту триллер, на деле - ловко играющий на нервах фильм ужасов про двух балбесов из Эдинбугра, приехавших поохотиться в шотландскую глушь и совершивших серию фатальных ошибок. Обманчиво простой сюжет ведет зрителя по вроде бы протоптанной дорожке, но по ходу картина Мэтта Палмера (еще один дебютант в нашем списке) совершает несколько неожиданных поворотов, избегает очевидных решений и очень ловко проходится по социальной, классовой теме. А еще на данный момент это самый напряженный фильм года. Филигранная работа.
Пылающий. Ли Чхан Дон.
Новый фильм автора "Поэзии" и "Оазиса" и вместе с тем одного из лучших южнокорейских режиссеров современности. Плюс - бывшего министра культуры своей страны. Картину показали в Каннах в этом году, где она завоевала приз Международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Больше, к сожалению, ничего, но на ценность фильма призы, как известно, не влияют. Лента, поставленная по старому рассказу Харуки Мураками "Сжечь сарай", расскажет историю двух парней и одной девушки, отношения которых переплетаются в травматичный любовный треугольник. Неопределенность приводит к гневу, неудовлетворенность нарастает, грань между реальностью и домыслом становится все тоньше, закончиться все может самым плачевным способом. Звучит не очень оригинально, но Ли Чхан Дон подошел к вопросу со стороны, открывающей темнейшие грани человеческих отношений. Достоевский встречает Фолкнера в облитой бензином теплице.
Лето. Кирилл Серебренников.
Картине Серебренникова помешал арест ее режиссера: отборщики Канн на волне всеобщего негодования поспешили запихнуть фильм в основной конкурс, где, надо смотреть правде в глаза, он смотрелся белой вороной. Действительно, кто на Западе до конца поймет историю про любовный треугольник (еще один) двух великих советских рок-музыкантов и одной девушки. Если же отбросить всю шумиху и воспринимать "Лето" как выдуманную историю с известными именами (достоверность треугольника под большим вопросом), то картина моментально раскроется с лучшей стороны: квазислепок эпохи, фотокарточка из Ленинграда начала 80-х, приятное напоминание о Викторе Цое и Майке Науменко.
Первому игроку приготовиться. Стивен Спилберг.
Последние несколько лет Стивен Спилберг радовал нас фильмами на серьезные темы: "Секретное досье", "Мост шпионов", "Линкольн". Лента "Первому игроку приготовиться" - возвращение режиссера в развлекательный кинематограф. И одновременно в свою молодость. Это если говорить о форме. По факту же Спилберг никогда бы не позволил себе просто играть мускулами. В его руках экранизация книги про наследие 80-х превращается в битву за коллективную память. Борьбу настоящего против подделки, справедливости против лжи. Великий режиссер верулся в кино со спецэффектами и показал, что в свои 71 на этой территории он все еще лучше всех.
С любовью, Саймон. Грег Берланти.
Фильм Берланти, конечно, симпатичный, милый, в разумной степени аккуратный и искренний, но место в списке лучших картин полугодия он заслужил совершенно другим: темой. "С любовью, Саймон" - первая нестыдная картина, которая доступно для большинства говорит о жизни подростка-гея и, что еще важнее, о переломном для каждого такого подростка моменте "каммингаута". С одной стороны, ничего особенного, с другой - для миллионов людей - откровение, ликбез, шаг вперед.
Смерть Сталина. Армандо Ианнуччи.
Политическая сатира от одного из самых талантливых сатириков в мире. В "Смерти Сталина" Ианнуччи обращается к прошлому, но смотрит в настоящее. Его взгляд тяжел, наполнен жесткой критикой и совершенно уморительной иронией. А еще здесь лучший актерский состав, который только можно себе представить в комедии.
Секса не будет!!!. Кэй Кэннон.
За совершенно ужасным названием (в оригинале "Blockers") скрывается одна из лучших комедий года. Трое родителей: разведенка, качок и эксцентрик в силу неких обстоятельств узнают, что их дочери собираются лишиться девственности на школьном выпускном. Все трое страшно любят своих детей и соответственно трясутся за них. Каждый по своей причине, но результат один: родители решают во чтобы то ни стало помешать своим чадам развлечься. Что приводит к череде постыдных и уморительных ситуаций. Фильм американки Кэй Кэннон - отличный пример, того, что комедия на довольно низменную тему может быть не пошлой и стыдной, а очень смешной, умной и трогательной. "Blockers" - это не просто "Американский пирог" для нового поколения, это гораздо лучше.
Приключения Паддингтона 2. Пол Кинг.
Самый добрый фильм в нашем списке. Медвежонок Паддингтон решает подарить своей тетушке, оставшейся в джунглях Перу, красивую книгу из лондонской антикварной лавки. Денег у него нет, поэтому медведь решает подзаработать. Выполнив несколько унизительных заданий и собрав нужную сумму, он идет за книгой и становится свидетелем ее кражи. Приехавшая на место полиция принимает неуклюжего Паддингтона за вора и сажает его в тюрьму. Там он своей искренней поддержкой и бескорыстной помощью перевоспитывает всех арестантов, включая злющего повара. Вторая часть нисколько не уступает первой, а немного доброты не помешает никому.
Ритуал. Дэвид Брукнер.
Еще одна история про лесную глушь и балбесов, в нее попавших (и еще один дебют). Только теперь с потусторонней жутью. Пятеро друзей решают отправиться в поход, чтобы почтить память своего товарища, убитого во время пренеприятного инцидента год назад. Обстоятельства складываются так, что ребятам срочно надо возвращаться в цивилизацию. Единственная короткая дорога проходит через лес. Груз прошлого, страх настоящего, противоречия в группе (куда без них) приводят друзей в самую чащу, где их ждет возмездие. Фильм в свое время купили Netflix, у которых, судя по всему, нюх на хорошие хорроры. В отличие от фантастики.
Подстава. Клэр Сканлон.
Хорошая романтическая комедия - редкая птица в наше время. Но иногда случаются приятные исключения и фильм "Подстава" (в оригинале "Set it up") тому яркий пример. Двое личных ассистентов: Харпер и Чарли, работают на совершенно невыносимых боссов. От чего страшно страдают. Их офисы находятся в одном здании, поэтому как-то ночью, в панике пытаясь достать поздний ужин для своих начальников, ребята пересекаются. Здесь начинается романтическая часть, но довольно неожиданная: ушлая Харпер предлагает простоватому Чарли свести их боссов. По ходу дела оба ассистента узнают друг друга лучше, ближе, фейковые отношения вытесняются настоящими.
Фильм Клэр Сканлон легок и забавен благодаря прозрачному сценарию с точными диалогами, естественен благодаря актерской игре Зои Доитч и Глена Пауэлла (ребята сформировали дуэт, которому нельзя не симпатизировать). Здесь есть все нужные детали в виде распущенной подруги с сильным характером, друга гея, наставляющего на путь истинный и странноватого лифтера в офисном здании. Картина может пройти незамеченной мимо широкого зрителя, чего бы совершенно не хотелось.
Истории призраков. Энди Найман, Джереми Дайсон.
И напоследок еще один фильм ужасов, а, скорее, даже мистический триллер. Некий профессор по имени Филипп Гудман зарабатывает на жизнь разоблачением медиумов и эсктрасенсов. Однажды он получает приглашение от своего старшего коллеги, давно вышедшего на пенсию и пропавшего из виду. Тот предлагает Гудману изучить три дела, которые некогда поставили его в тупик и заставили пересмотреть свои убеждения. Идя от одной истории к другой, Гудман строит догадки и потихоньку приходит к выводу, что ничего сверхъестественного в этих делах нет. Реальность же оказывается гораздо более пугающей. Созданный на основе успешной театральной постановки (авторы те же - Энди Найман и Джереми Дайсон), по-хорошему, старомодный фильм "Истории призраков" предлагает не только серию сумрачных историй про столкновение человека с потусторонним, но, что важно и необычно - ставит под сомнение не мистику и не веру в нее, а самого автора.
Автор текста: Мирный Валерий