"Матрица времени": подростковая фантастика в духе фильма "День сурка"
В оригинале фильм называется "Before I Fall" ("Прежде чем я упаду"), но это тот случай, когда адаптированное прокатчиками название - "Матрица времени" сути особо не меняет: оба варианта подходят к сюжету картины с разных и совершенно равноправных сторон. Для американского независимого режиссера Ри Руссо-Янг "Матрица времени" - первый настолько дорогой (бюджет 5 миллионов долларов) и успешный (сборы в США - чуть больше 14 миллионов) проект. Приведенные цифры кажутся маленькими только в сравнении с голливудскими блокбастерами и, например, новым фильмом Люка Бессона. Для независимого кино "Матрица времени" - один из лидеров проката 2017 года. Как бы печально это не звучало.
Саманта Кингстон просыпается в 6:30 утра пятницы 12-го февраля. Сегодня День Купидона (что-то типа Дня святого Валентина) и у Саманты запланирован первый секс с ее бойфрендом - красавцем Робом. Событие важное и весь день они с подругами разговаривают только об этом. Параллельно на правах самых популярных девчонок они получают приглашение на вечеринку и устраивают очередную травлю главному аутсайдеру школы - зашуганной девушке Джулиет.
На вечернике планы Саманты потерять девственность развеются как дым: Роб напьется, ее подруга Линдси устроет постыдную драку с Джулиет, а на обратном пути девушки попадут в аварию. Совершенно непонятным образом Саманта вместо морга окажется в своей кровати утром предыдущего дня, 12 февраля, живой. На часах 6:30. Чтобы вырваться из временной петли, ей придется что-то понять про жизнь, смерть, других людей и себя.
В "Матрице времени" ироничный и глубокий "День сурка" с легкой руки Ри Руссо-Янг превращается в сиюминутный и подростковый "День Купидона". Проблематика соответствует главной целевой аудитории нашего времени. Так что здесь счет следует выставлять не Руссо-Янг. С режиссера придется строго спросить за наполнение ее картины.
Внешне "Матрица времени" - это чистые "Сумерки". В обоих фильмах действие происходит где-то в дождливом, благодаря близости Тихого океана, штате Вашингтон. В центре обеих историй девушка с полагающимися по возрасту бедами. Зои Дойтч даже чем-то похожа на Кристен Стюарт. И будущее у актрисы может быть таким же успешным. Талант на месте.
Основная проблема фильма Руссо-Янг в том, что он опоздал лет на двадцать. "Матрица времени" слишком легок для 2017 года. Это история взросления и воспитания в одном флаконе, вот только подана она как будто до нее не было ни "Американского пирога", ни тех же "Сумерек", ни того же "Дня сурка". Чтобы удивить подростков, в наше время надо что-то покрепче.
Спасает фильм пресловутая искренность и мастерство исполнения. Герои написаны ровно с той глубиной, какая требуется в данном случае, а когда кому-то ее недостает, на помощь приходит актерское обаяние. Пролеты камеры фиксируют город с правильных ракурсов. Музыка стремится подчеркнуть внутренний мир школьников. Тем не менее во время просмотра все равно не покидает мысль, что перед нами старательное, но совершенно необязательное кино.
Руссо-Янг упускает возможность нагнать страху с помощью мрачных картин, которые рисует Джулиет, а линия единственной открытой лесбиянки школы, живущей в "гетеронормативном аду", преступно провалена. Понятно, что для режиссера было важно показать эгоизм героини Дойтч, и ужасы школьной жизни аутсайдеров здесь пришлись как нельзя кстати, но без должного развития они не работают. Компенсацией проваленным второстепенным сюжетным линиям становятся отношения Саманты и трех ее лучших подруг. Здесь появится и пресловутая химия и всякие милые детали, вроде алкоголизма, развода родителей и детских обид.
Фильм "Матрица времени" должен был стать режиссерским прорывом одной девушки и актерским - другой, но из-за полностью лишенного амбиций сценария он рискует, как минимум, замедлить движение карьер обеих. История про смирение и принятие собственной смерти должна подаваться острее. Это не плохой фильм, что было бы хотя бы честно, и не хороший, каким он мог бы стать. "Матрица времени" паразитирует на молодости и таланте своих актеров и навевает грустные мысли об утраченных возможностях.
Автор текста: Мирный Валерий