Место силы или лекция Марины Абрамович “Тело художника / Публика как тело” в Киеве
Даже спустя сутки после лекции Марины Абрамович “Тело художника / Публика как тело”, состоявшейся в киевском Дворце культуры и искусств (Октябрьский дворец), сознание не смогло до конца уместить всё полученное и хоть как-то разложить по полочкам. Однако, с первых же секунд появления Марины на сцене стало понятно, что на ближайшие несколько часов зал трансформируется в настоящее место силы, заполненное до краёв энергетикой этой невероятной женщины.
В очередной раз доказывая “Метод Абрамович”, Марина замедлила течение времени, погрузив публику почти на три часа в состояние губки, с жадностью впитывающей в себя каждое её слово, пропускающую каждое видео и слайд через призму подсознательного восприятия.
Начав с ретроспективы собственных проектов: “Rhythm” (1973-1974), “Expansion in Spase” (1977), “Light/Dark” (1976), “Relation in Movement” (1976), “Rest Energy” (1980) и истории тяжёлого расставания с партнёром по жизни и по перформативному искусство Улаем (Ulay / Uwe Laysiepen), с последующими годами депрессии и поиска новых идей для самовыражения, Марина каким-то немыслимым образом простой откровенности объединила всех присутствующих в зале в единое целое. В организм, способный сопереживать и воспринимать информацию переняв эмоциональный и психический опыт рассказчицы, на наглядном примере раскрывающей тему лекции “Тело художника / Публика как тело”.
В чём же суть метода? Путём изоляции человека от внешнего мира: гаджетов, звуков и визуального восприятия, погрузить его в совершенно иное временнóе пространство, в состояние тотальной медитации.
Рассказывая об институте MAI (Marina Abramovic Institute), отвечая на вопросы, она не переставала трансформировать, приобретённый за 40-летнюю творческую карьеру опыт в жизненные постулаты, вынеся в финале “Манифест жизни художника”:
Художник не должен обманывать себя и других
Художник не должен красть идеи у других художников
Художник не должен идти на компромиссы с собой и с арт-рынком
Художник не должен убивать другие живые существа
Художник не должен превращать себя в идола
Художник не должен превращать себя в идола
Художник не должен превращать себя в идола
Художник не должен влюбляться в другого художника
Художник не должен влюбляться в другого художника
Художник не должен влюбляться в другого художника
Художник должен развивать эротический взгляд на мир
Художник должен быть эротичным
Художник должен быть эротичным
Художник должен быть эротичным
Художник не должен быть в депрессии
Депрессия – это болезнь и её необходимо лечить
Депрессия непродуктивна для художника
Депрессия непродуктивна для художника
Депрессия непродуктивна для художника
Художник должен заглянуть вглубь себя для поисков вдохновения
Чем глубже он заглянет, тем более универсальным он станет
Художник – это вселенная
Художник – это вселенная
Художник – это вселенная
Художник создаёт свои собственные символы
Символы – это язык художника
Затем язык должен быть переведён
Порой сложно подобрать ключ
Порой сложно подобрать ключ
Порой сложно подобрать ключ
Художник должен понимать тишину
Художник должен создавать пространство для того, чтобы тишина вошла в его творчество
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Тишина – это остров посреди бушующего океана
Художник должен выделять время для длительного периода одиночества
Одиночество исключительно важно
Вдали от дома
Вдали от мастерской
Вдали от семьи
Вдали от друзей
Художник должен проводить много времени у водопадов
Художник должен проводить много времени у извергающихся вулканов
Художник должен проводить много времени глядя на линию горизонта, где океан встречается с небом
Художник должен проводить много времени, глядя на звёзды в ночном небе
Художник должен избегать необходимости ходить в студию каждый день
Художник не должен относится к своему рабочему графику также, как банковский служащий
Художник должен творить только тогда, когда к нему пришла идея
Художник не должен повторяться
Художник не должен заниматься перепроизводством
Художник должен избегать захламления мира своим искусством
Художник должен избегать захламления мира своим искусством
Художник должен избегать захламления мира своим искусством
Буддийский монах советуют иметь девять вещей:
Одно одеяние на лето
Одно одеяние на зиму
Одну пару обуви
Одну миску для пищи
Одну сетку для защиты от насекомых
Один молитвенник
Один зонт
Одну циновку для сна
Одну пару очков в случае необходимости
Художник должен иметь всё больше и больше от обладания всё меньшим и меньшим
Художник должен иметь всё больше и больше от обладания всё меньшим и меньшим
Художник должен иметь всё больше и больше от обладания всё меньшим и меньшим
Художник должен иметь друзей, которые поднимают его дух
Художник должен иметь друзей, которые поднимают его дух
Художник должен иметь друзей, которые поднимают его дух
Враги очень важны
Далай Лама говорил, что легко испытывать сострадание к друзьям, но намного тяжелее испытывать его к врагам
Художник должен учиться прощать
Художник должен учиться прощать
Художник должен учиться прощать
Самоубийство – это преступление против жизни
Художник не должен кончать свою жизнь самоубийством
Художник не должен кончать свою жизнь самоубийством
Художник не должен кончать свою жизнь самоубийством
Художник должен осознавать свою смертность
Для художника важно не только то, как он живёт, но и то, как он умрёт
Художник должен обратиться к символам своего творчества, чтобы определить знаки различных сценариев смерти
Художник должен умереть без страха
Художник должен умереть без страха
Художник должен умереть без страха
Художник заранее должен дать указания относительно своих похорон, чтобы всё было сделано согласно его воле
Похороны – это последнее произведение художника перед его уходом
Похороны – это последнее произведение художника перед его уходом
Похороны – это последнее произведение художника перед его уходом
Текст: Татьяна Савельева
Фото: Юлия Вебер