Новый хит на Netflix — зомби-сериал "Мы все мертвы", в котором корейцы продолжают исследовать изъяны современного общества

На Netflix потихоньку набирает обороты новый южнокорейский сериал "Мы все мертвы" — хоррор про застрявших с своем учебном заведении школьников, которые отчаянно пытаются выжить в условиях зомби-апокалипсиса стремительно охватывающего их родной город. В процессе ребята взрослеют и понимают про окружающий их мир кое-что важное.  

Автором сериала значится, работавший ранее на локальном южнокорейском телевидении, Чунь Сон-иль. В основе "Мы все мертвы" вебтун (цифровой комикс для смартфонов) под названием "Сейчас в нашей школе" (так звучит и корейское название сериала Чунь Сон-иля). По состоянию на 30 января шоу занимало первую строчку в глобальном топе Netflix — это третий за всего полгода подобный результат для корейских сериалов после тоже остросюжетных "Игры в кальмара" и "Зова ада". Плюс — шоу занимает вторую строчку в 25 странах, включая Корею, Германию и Францию. 

В Украине "Мы все мертвы" по состоянию на 1 февраля находится на 3 месте в топе десяти самых популярных релизов Netflix. 

 

all_of_us_are_dead

 

Действие сериала происходит в городе Хёсон. География "Мы все мертвы" затрагивает весь город, но центр тяжести здесь один — местная средняя школа, откуда и начинается распространение вируса, превращающего людей в зомби. Это типичное (по крайней мере оно так позиционируется) для Южной Кореи учебное заведение с группой хулиганов-садистов, с группой их затравленных жертв, с остальными учениками, которые не могут понять себя или начать нормально коммуницировать друг с другом и с персоналом, который думает больше о рейтинге и проверках, чем о благополучии детей. 

Местный учитель естественных наук Ли Бен-чан — отец парня, которого систематически травит та самая группа хулиганов. Пытаясь помочь своему сыну, мужчина испробовал все доступные легальные методы: он поднимал вопрос перед начальством школы, провоцируя создание комиссий и публичных разбирательств, пытался научить своего запуганного ребенка давать отпор, но всякий раз натыкался на страх. Его сын вместе с остальными затравленными школьниками боялся давать показания против обидчиков и боялся давать им отпор на улице.   

Будучи ученым, Ли Бен-чан решил в итоге пойти экспериментальным путем и создал вирус, который как он предполагал должен пробуждать смелость и жесткую реакцию у слабых духом. Здесь как нельзя кстати пришелся опыт работы Ли Бен-чана на фармацевтическую компанию. Вирус этот, впрочем, повел себя абсолютно катастрофическим образом: зараженный им сын Ли Бен-чана превратился в агрессивного зомби, потом в зомби превратилась его мать, потом подопытный хомяк, которого учитель держал в школе укусил неострожную ученицу. Дальше дело техники.  

Всего за несколько часов зараза распространилась по всей школе превратив большую часть учеников и учителей в ломанных, страшных, быстрых чудовищ. Выживых осталось около 20-ти учеников, собравшихся в две небольшие отдельные группки. Плюс — один хулиган-старшеклассник, который под воздействием все того же страха и в силу того факта, что он был чудовищем и до апокалипсиса начинает убивать всех подряд.

Параллельно корейское правительство устанавливает в Хёсоне военное положение. Город окружают и за неимением альтернатив планируют разбомбить. 

 

all_of_us_are_dead/All-of-us-are-dead

 

Каждая группа выживших — интересный набор характеров и персонажей со своей динамикой. А в экстремальных условиях круглосуточной опасности и попыток избежать гибели динамика эта становится очень интенсивной и взросление ребят происходит прямо у нас на глазах. Но обо всем по порядку. 

Такой поджанр хоррора как зомби-апокалипсис с самого своего появления использовался для того, чтобы поговорить об остросоциальных проблемах. Считающийся отцом современного зомби-кино Джордж Ромеро из фильма ("Ночь живых мертвецов" 1968-го) в фильм ("Рассвет мертвецов" 1978-го) высмеивал общество потребления, указывал на с одной стороны отчужденность между людьми и с другой — на царящую между ними жестокость. В своих последних картинах Ромеро, вообще, пришел к неутешительному выводу: мертвые как минимум не хуже живых. А то и лучше.  

В этом разрезе сериал "Мы все мертвы" — высказывание тоже остросоциальное. Чунь Сон-иль использует жанровый концепт — в данном случае вспышку эпидемии зомби, чтобы показать каким недружелюбным, опасным пространством является школа. Темы буллинга и школы как фабрики по созданию конкурирующих между собой биороботов, вообще, потихоньку набирают популярность в азиатском кино. Тут можно вспомнить китайскую драму Дерека Цанга с ироничным названием "Лучшая пора" про последствия травли и социальное давление на детей в КНР. Фильм был номинирован на "Оскар" в 2020 году.  

Желание дать отпор садистам и подарить силу слабым заканчивается в сериале Чунь Сон-иль всеобщей катастрофой, что уже является пессимистичным ответом на вопрос: "Можно ли изменить систему?". Но автор идет дальше и ставит своих юных героев перед лицом другой не столь очевидной опасности: взрослых. Последние здесь либо просто не приходят на помощь, либо за редким исключением предают. 

Если система заточена не под людей, а под цифры и если помощи ждать неоткуда, спасаться приходиться самим. Чем ребята и занимаются. И построенная на твердом остросоциальном фундаменте борьба школьников за выживание — то, что движет сериал Чунь Сон-иль вперед, то, что заставляет его посмотреть за одни выходные. Ведь важно узнать кто из понравившихся геров выживет, а кто нет. Этим, к слову, сериал похож на "Игру в кальмара". 

"Мы все мертвы" снят в лучших традициях зрелищного южнокорейского кино. Действие здесь интенсивно, наполнено драматическими поворотами и жестокостью. Камера без стыда смотрит на расчлененку, а школьники каждый раз изобретают новый способ не просто выжить, но и продержаться до прибытия желанной помощи (например, половина четвертой серии посвящена придумыванию туалета). Все это местами напоминает увлекательную компьютерную игру. Но самое большое удовольствие смотреть как постепенно, из эпизода в эпизод ребята получают опыт, который проясняет их сознание. Как из вражды рождается дружба, как те кого раньше не понимали становятся лидерами, как тот кто был плохим становится еще хуже. И как герои приходят к выводу, что взрослые им совершенно не нужны. 

В сериале Чунь Сон-иль есть робкий, обидно неразвитый на самом деле, намек на то, что будущее за детьми. Но достичь этого будущего, сломать систему можно только через масштабную катастрофу.

Есть в "Мы все мертвы" и одна серьезная проблема. Сериал слишком растянут. Понятно, что адреналиновые эпизоды для соблюдения зрительского темпа должны чередоваться со спокойными, в которых у героев появится возможность осмыслить полученный опыт. Но зачастую авторы как будто ставят действие на паузу и персонажи начинают реагировать на внешние раздражители с раздражающей отсрочкой. Это явно заложено в ДНК сериала и это явный режиссерский просчет, ведь будь "Мы все мертвы" эпизода на два короче смотрелся бы он совершенно без претензий.  

А так сериал Чунь Сон-иль на абсолютно законных основаниях становится в один ряд с южнокорейским хитами "Игра в кальмара" и "Зов ада" — схожих своими концепциями проектами, в которых актуальные проблемы общества (подсевшее на кредиты население и последствия; влияние на массы аудиовизуального контента и последствия) доносятся до зрителя с помощью во-все-времена-увлекательных и цепляющих жанровых конструкций: игра на выживание, религиозная мистика, зомби-апокалипсис.  

К Netflix может быть много претензий, но за вклад в развитие хоррора (в частности зомби-хоррора) им стоит сказать спасибо. Как и за приверженность южнокорейскому кинематографу, всемирной популярности которого стриминг наконец не столько дождался, сколько добился.    

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

22.11.2024
Після того як було оголошено повернення Роберта Дауні-молодшого у кіновсесвіт Marvel в ролі нового головного поганця Доктора Дума історія про скасування Джонатана Мейджорса та про його колишню важливу...
Далее
22.11.2024
Дж. Дж. Абрамса повертається до режисури. Останній фільм, що зняв американець датовано 2019 роком. Це був "Зоряні війни: Скайвокер. Сходження", який завершив новітню трилогію не на найкращій ноті, про...
Далее
22.11.2024
Опубліковано трейлер мультфільму "Еліо" — нової оригінальної роботи анімаційної студії Pixar. Оригінальної означає, що "Еліо" не є частиною франшизи, як цьогорічний "Думками навиворіт 2" чи запланован...
Далее