"Смерть Сталина": историческая сатира на злобу дня

В украинский прокат вышел фильм "Смерть Сталина" - новая работа выдающегося шотландского сатирика Армандо Ианнуччи. Именно он создал британский сериал "Гуща событий" (The Thick of It) и его американский аналог - "Вице-президент" (Veep). Помимо умения писать острые диалоги, переполненные искрометным матом, Ианнуччи бесконечно ценен своим взглядом на мировой политикум. Границ здесь нет: это может быть Великобритания, США или, как в данном случае - СССР. 

Цель его фильмов и сериалов - не просто высмеять правящий класс, партийную номенклатуру, хотя и этого уже было бы достаточно, но снизить бюрократический пафос, показать, что люди по ту сторону стола или экрана телевизора точно так же ошибаются, злятся и боятся. А еще, как любой талантливый сатирик, Ианнуччи безошибочно указывает на проблемы общества. И предостерегает. Учитывая тематику "Смерти Сталина", актуальность фильма для Украины зашкаливает. 

 

 

Весна 1953-го. Москва. По радио передают концерт. Оркестр играет Моцарта. В рубке раздается телефонный звонок: Сталин просит после окончания концерта передать ему запись. Спустя пару секунд выясняется, что запись никто не делает. Музыкантов просят срочно вернуться к своим инструментам, а слушателей - на свои места. Пианистка, проявляя силу характера, артачится. Всю ее семью расстреляли или посадили, она больше не может выполнять приказы жестоких идиотов. Звукорежиссер, понимая, что участь ее родственников может постигнуть всех присутствующих в зале, уговаривает приму сесть за пианино. В этот момент дирижер спотыкается, ударяется головой о ведро и теряет сознание. Паника. 

Через несколько часов заказчик записи бесславно умрет, а его ближайшие соратники: Хрущев, Молотов, Маленков, Берия, Жуков, Каганович, Булганин, Микоян, плюс - дети Светлана и Василий начнут грызню, кто за власть, кто за свое место под солнцем. В живых останутся не все.   

 

 

Ианнуччи первым же эпизодом фильма, тем что с концертом, моментально погружает зрителя в атмосферу страха и абсурда. Дальше следуют кадры НКВДшных застенков, пыток, черных воронков у подъездов, предательства. Идет 53-й год. Сталину 74 и умирать он не собирается. Но жизнь распоряжается иначе.   

Смерть отца народов сеет панику и отчаяние в стране (как жить без вождя?) и опасное воодушевление в рядах высшей партийной номенклатуры. История известная, но Ианнуччи интересуют детали. Безусловно, никто не знает подробностей, точно так же как и всех диалогов между, например, Хрущевым и Берией, но вряд ли сценарий режиссера сильно отошел от фактов. Поведение пауков в банке предугадать легко.  

И на самом базовом уровне "Смерть Сталина" работает, как уморительная комедия. В который раз завораживает умение Ианнуччи писать диалоги. В то же время потрясает то, с какой легкостью он занимается демифологизацией. Режиссер, используя магию сатиры, рассеивает страх. Вершители судеб и держатели власти у него предстают бесконечно смешными, боящимися сказать лишнее слово, переменчивыми существами. И фильм здесь срабатывает на нескольких уровнях. Низводит Сталина с пьедестала (это, скорее, для тех стран, в которых он еще на нем находится). Говорит о времени сегодняшнем и предупреждает об опасностях, связанных с восхождением на этот пьедестал амбициозных политиков (это, скорее, для такой страны, как наша). И стремится предупредить цивилизованную Европу о том, что распри ни к чему хорошему не приведут (это уже, например, для Великобритании). 

 

 

Фильм Ианнуччи удивительно схематичен по части формы. Многие локации здесь легко узнают жители Киева (ВДНХ, мост Патона), но режиссер не пользуется пост-продашном, чтобы закрасить пластиковые окна или убрать другие детали, мешающие глубже погрузиться в эпоху. Эпоха здесь условна, а факт смерти тирана использован, чтобы усилить главную идею фильма: смех побеждает страх. И доносится до зрителя эта мысль с помощью выдающихся актеров. Стив Бушеми играет Хрущева одновременно суетливо, но и так, чтобы было видно, кто станет следующим Первым секретарем партии. То что делают Джеффри Тэмбор с ролью Маленкова, Саймон Рассел Бил с ролью Берии и Джейсон Айзекс с ролью Жукова, вообще за гранью добра и зла. Если попытаться обобщить, то актеры здесь откровенно развлекаются. Так уж получилось, что все они при этом очень талантливы. 

Картину уже запретили в России, что неудивительно и грустно, но самое смешное в том, что фигуре Сталина в фильме уделяется меньше всего внимания. Ианнуччи перешагивает через его труп и устремляет свой острый взгляд на тех, кто стоит над телом вождя, говоря не столько о пороках Берии и компании (о них все и так знают), а о той опасности, которая скрывает в себе власть. Кроме высшей партийной номенклатуры, режиссер краем глаза смотрит на обычных людей.

Советский народ в фильме - одурманенная масса, послушно идущая на смерть ради тирана. Где-то так до сих пор и происходит. И здесь кроется еще один важный для нас момент. Армандо Ианнуччи, обратившись в прошлое, настоятельно рекомендует туда никогда не возвращаться.

 

 

Автор текста: Мирный Валерий

04.12.2020
Если точнее, то про раскопки некрополя под названием Саттон-Ху в английском графстве Саффолк в 1938-1939 годах. Со временем археологические находки, сделанные в ходе этих раскопок, стали считаться одн...
Далее
02.12.2020
Перед нами одна из самых интересных зимних кинопремьер. Привлекает фильм своим режиссером, шотландцем Кевином Макдональдом известным как документальными работами ("Оскар" за "Однажды в сентябре", плюс...
Далее